Hola! Как обстоят дела с PR в Испании?
Оксана Гошва, CEO&Founder HOSHVA PR и HOSHVA Digital, посетила офис испанского партнера агентства HOSHVA PR по сети MSLGroup (часть Publicis Group), пообщалась с управляющим директором агентства, одним из четырех партнеров, Луисом Дорадо и рада поделиться с читателями MMR блиц-интервью.
Как обстоят дела на испанском PR-рынке? Как на рынок повлиял экономический кризис, который сегодня остро переживает Испания?
Еще несколько лет назад рынок был очень фрагментирован, на сегодняшний день его объемы существенно уменьшились. Из-за кризиса рынок были вынуждены покинуть много мелких игроков, сейчас в основном он сконцентрирован вокруг 15 ключевых агентств. Основными игроками являются четыре-пять сетевых агентств и несколько независимых испанских. Что касается бюджетов, то небольшие и средние клиенты практически полностью сократили бюджеты на PR-аутсорс, крупные клиенты существенно уменьшили их. Но появились возможности выравнять ситуацию благодаря спросу на услуги цифровых коммуникаций.
Какие услуги PR-агентств сегодня наиболее востребованы среди ваших клиентов?
Могу выделить достаточно стабильный интерес к аутсорсингу работы со СМИ и местными сообществами, а также возрастающий спрос на онлайн-мониторинг и маркетинг в социальных сетях. В основном работа строится на абонентском формате сотрудничества, к которому добавляются дополнительные проекты вне абонента. В среднем стоимость базового месячного обслуживания составляет 4000 евро.
Насколько легко вам работается с медиа? Кризис и глобальная диджитализация, наверное, ставят под угрозу многие локальные СМИ?
Да, медиарынок Испании переживает серьезный кризис. Мы можем наблюдать закрытие СМИ в арифметической прогрессии, количество сотрудников редакций резко сокращается, а их профессиональный уровень падает. Но в это же время растет уровень влияния онлайн-блогеров.
Возникают ли у вас сложности с получением паблисити для брендов?
Да, случается, что медиа просят за это деньги, но я бы не сказал, что это происходит постоянно и является угрозой. Правда, шансы рекламодателей получить бесплатные выходы в редакционных материалах значительно выше.
Кроме вовлечения блогеров, какие социальные медиа бренды используют больше всего для коммуникации с аудиторией онлайн?
Twitter довольно-таки популярен как для В2В, так и для В2С. Facebook, конечно же, и LinkedIn, хотя последний все же в большей степени используется специалистами по подбору персонала. В общем, социальные сети занимают довольно заметное место в коммуникациях в наше время, когда компании создают все больше собственного контента.
Какие основные вызовы, с которыми сталкиваются PR-специалисты с Испании сегодня, вы могли бы выделить?
Я бы сказал, это интеграция онлайн- и офлайн-коммуникаций, грамотное вовлечение лидеров мнений, а также возможности именно PR-, а не рекламных агентств (у которых на сегодня значительно больше доступа к клиентским бюджетам) возглавлять стратегические коммуникации.
Gracias и adios!