Вдохновленная симуляцией «Успешное собеседование», которую недавно представила платформа Business Games Club, я задумалась об обратной стороне вопроса.
Наши девелоперы собрали самые распространенные «грабли» для вчерашних студентов, молодых специалистов, которые не имеют обширного опыта поиска работы. Игра учит, как составить грамотное резюме, как говорить с кадровиком по телефону, на чем сделать акцент, а что лучше упустить в финальной беседе с боссом.
Итак, мои советы работодателям, как сделать так, чтобы соискатели вас ненавидели:
1. Сразу главный совет рекрутеру. Не забывайте, что вы — первый человек, которого видит потенциальный сотрудник. Именно Вы — лицо компании, формирующее образ работодателя в глазах соискателя. Если сотрудника не рекомендовал лично СЕО, почувствуйте всю власть и насладитесь временем собеседования. Это ваш бенефис, блистайте и сыпьте цитатами из
2. Не надо долго думать над тем, кто вашей компании действительно нужен, и соответственно, над названием и сутью должности. Напишите, как попало, а потом разберетесь. Зачастую вчерашние студенты не привередливы, боятся потерять
3. Не мечите бисер перед свиньями. Мир бизнеса, как вы узнали за 25 лет работы рекрутером, — суров. Человечные боссы, взаимное уважение, эмпатия, вовлеченность и демократичный стиль управления — это все про заграницу. Предложить
4. Попался неразговорчивый респондент? Сразу сделайте выводы о его компетенциях и выскажите их. Соискатель должен быть радостным, счастливым и разговорчивым. Говорит, портфолио подготовил? Все: от
5. Обратите внимание на внешний вид соискателя. Он должен вписываться в ваш идеал мужчины\женщины или как минимум походить на телеведущего ВВС. Это в Google или Apple пусть идет такой лохматый и в футболке. Подумаешь, чемпионаты хакерские он выигрывал и в Англию на математические сборы от Украины летал.
6. Врите, не стесняйтесь. Особенно, на прямые вопросы сотрудника. Он же просто так спрашивает о ежедневных обязанностях, загрузке, подчинении, программах, деталях. Не знаете точный ответ — пофантазируйте о будущем, от бесплатных обедов до занятий на скалодромах и комнатах сна с массажерами для сотрудников. Это же так просто: обещайте, что на выходные и после работы задач никогда не бывает. О том, что обеденный перерыв — это святое свободное время человека на еду и прогулку, и вы заботитесь о здоровье команды. Главное же, чтобы человек уволился с текущего места работы и принес трудовую.
7. Кстати, игнорируйте вопрос о деньгах. Такие все меркантильные стали и с амбициями! Нет, чтобы поработать на авторитет, а потом, глядишь, и он начнет работать на тебя. Попался особо активный и наглый соискатель, требующий уточнить оклад? Совет: забейте. Пусть вообще скажет «спасибо», что ему разрешают дышать одним воздухом с вами (см. пункт 1) и вашим Акционером\СЕО\Президентом \Председателем Правления.
8. Беспроигрышный способ запомниться и влюбить в вашу компанию соискателя — это сначала задавать вопросы, а потом спорить с мнением визави. Просто спорьте или высмеивайте неудачника. Например: в какой компании Вы бы никогда не стали работать? Ответ: я, пожалуй, не стал бы сотрудником бизнесов из алкогольной и табачной промышленности, это противоречит моим принципам. Тут стоит возмутиться: вы посмотрите, какой принципиальный! Можно применить фразы «без году неделя», «от горшка два вершка», «молоко на губах не обсохло», «чайник», «пешком под стол», «пороху не нюхал»… Напомните, кстати, ему Веспасиана, который на эту тему заметил: «Деньги не пахнут».
9. Тестовое задание. Это мой любимый пункт, так как на него соискатель, которому ночью все равно нечего делать, тратит часы своего времени. Сделайте саму задачу максимум расплывчатой и не конкретной, лучше скажите, что нужно сделать, устно, в трех словах, и формат — на его усмотрение. А потом, когда все будет выполнено, возмутитесь, почему материал подан в презентации PPt, а не в Project, например. Уже по тестовому заданию и обратной связи о нем молодое дарование должно понять, что оно не на радугу попало. Поэтому пусть уж изучит компанию, отрасль, законодательство Украины и соседних рынков сбыта, подготовит стратегию, защитит это все по скайпу за три часа перед тремя потенциальными боссами. А там посмотрим.
10. Стрессовые и провокационные вопросы. Превратите это интервью в кошмар в лучших традициях Хичкока. Так ваш визави в тот же день, не приходя в сознание, расскажет о вашей компании друзьям, а то и напишет отзыв в соц сетях.
11. Критично важно. Ненавязчиво рассказывайте гадости о рынке и конкурентах, априорной несправедливости мира, не преминув упомянуть, какая ваша компания на фоне всего этого безобразия социально ответственная и честная. Тут вам пригодятся опусы о рейтинге работодателей, ордене «компания года», титулах и знаках качества. Ваш визави однозначно ни слова не знает о рынке и понятия не имеет о вполне возможном гэпе между вашим рассказом и настоящим брендом работодателя. Ведь в Горишние плавни точно еще не добрался интернет.
12. Все офисные клерки, особенно