Спам становится все более человечным, высокохудожественным и интернациональным
«Спама в Рунете не стало меньше» — таким был печальный вывод, сделанный в очередном ежегодном докладе «Лаборатории Касперского». Доля спама по отношению ко всем письмам, получаемым пользователями Рунета, составляет 70—80%. Парадокс: все главные почтовые серверы обзавелись мощной антиспамовой защитой, регулярно выходят новые программные продукты, служащие борьбе с надоедливыми рассылками, а нежелательных писем, тоннами приходящих от неизвестных отправителей, не становится меньше. Как выяснилось, основная трудность борьбы со спамом состоит в том, что он стал более человечным.
«Эффективные антиспам-системы встречаются довольно редко, — рассказывает РБК daily эксперт компании «Доктор Веб» Сергей Комаров. — Часто можно встретить бесплатный антиспам, предоставляющий довольно ограниченные возможности в области фильтрации спама. Кроме того, самих источников спама становится все больше и больше». В чем загадка популярности электронного мусора? «Не секрет, что спамовые рассылки — это довольно прибыльный бизнес, главной привлекательной чертой которого является гарантированная доставка сообщений до адресата, — пояснил нашему изданию Алексей Чередниченко, технический эксперт Symantec в России и СНГ. — К тому же спамеры постоянно перевооружаются: предпринимают попытки менять структуру и стиль сообщений или, говоря другими словами, их «рисунок». Это делает распознавание таких сообщений сложной задачей».
Графический спам действительно грозит стать бичом Интернета: в настоящий момент его содержание в рассылках перевалило за 50%. Резкий скачок в росте его количестве произошел осенью прошлого года. «В 2006 году спамеры сделали ставку на яркие цвета фона и пляшущие, волнообразные строки, — говорит руководитель группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского» Анна Власова. — При таком решении спам-фильтр просто не понимает, что это одно и то же письмо».
Удивительно, что спамеры впервые стали работать на будущее: скачущие буквы рассчитаны на то, чтобы затруднить распознавание текста при помощи специальных программ — а ведь таковых пока еще нет в арсеналах ни одного почтового сервера. Еще один парадоксальный вывод, который приходит в голову при анализе новых тенденций письменного мусора: спам стал более человечным. Любопытно, что перед спамерами поставлена задача вполне научного характера — решить так называемый тест Тюринга, то есть составить такое письмо, которое будет неотличимо от написанного человеком. Этот тест уже более полувека служит эталоном для всех систем искусственного интеллекта. И успехи спамеров в решении этой задачи более чем весомы.
Например, они научились так умело имитировать личную переписку, что программные анализаторы не распознают подделки. Упомянем в этой связи одну из самых надоедливых спам-серий последних месяцев — рекламу услуг «мага» Ильи Германа, которая представляет собой так называемую «пролонгированную рассылку»: пользователю приходят сразу несколько писем, одно за другим. Некие дамы доверительно сообщают, как «маг» помог им справиться с семейными трудностями, возвращая подлецов-мужей и привораживая возлюбленных. «Есть предположение, что спамеры стали обращаться за помощью к вполне серьезным специалистам в области русского языка, вероятно, профессиональным лингвистам: спам теперь максимально напоминает обычное письмо от друга или коллеги», — отмечает Анна Власова. Более того, рассылки становятся гендерноориентированными: если те же письма от поклонниц любовного приворота предназначены исключительно женщинам, то сообщения типа «Привет, дорогой! Это твоя киска. Посмотри мои фотки в купальнике» рассчитаны на любознательных и ценящих красоту мужчин.
Вызывает интерес и даже легкий шок еще одна новая тенденция: услугами спамеров все чаще пользуются не только фирмы, но и простые обыватели. Заказав объявление о поиске работы или о продаже дома распространителям электронного мусора, вы можете быть уверены, что о ваших проблемах узнает вся страна. «Спам-рассылка — дешевое средство, помогающее информировать массы, — говорит г-н Комаров. — Соображениями этического порядка ее инициаторы, к сожалению, руководствуются крайне редко. Однако, по сути, такие спамеры не представляют большой угрозы для интернет-сообщества». Вполне возможно, что спам может служить и более важным заботам — скажем, сбору средств на лечение и т.п. Однако у пресловутого «извините, что мы к вам обращаемся» могут быть две стороны. «Никто не может гарантировать, что подобные рассылки не будут использованы мошенниками в гораздо большей степени, чем обычными людьми, — поясняет РБК daily заместитель директора по маркетингу компании «Информзащита» Михаил Савельев. — Распространенность «нигерийских писем», в которых чернокожие красавицы притворно взывают о помощи, первое тому подтверждение. Сомневаюсь и в том, что хороший специалист станет искать работу при помощи рассылок».
По словам г-на Савельева, спам действительно отчасти способствует развитию систем искусственного интеллекта. Почтовые программы учатся отличать текст, генерируемый роботом, от письма, написанного человеком, поисковики оттачивают свое умение не замечать поисковый спам. О поисковом спаме следует сказать особо — ведь им являются около 90% от всех страниц Рунета. Сеть давно уже стала полем битвы роботов: спам-роботы пытаются писать как можно более похожие на человеческие тексты (строго по тесту Тюринга), а поисковые роботы-анализаторы пытаются понять, спам это или не спам. «Только активным поисковым спамом занимается в Рунете больше тысячи профессионалов, — сообщил РБК daily директор по технологиям и разработке «Яндекса» Илья Сегалович. — Очевидно, что я не могу рассказать всех деталей войны роботов с роботами. Общие соображения по выделению признаков спама очевидны — всяческий «механизированный» контент: многократное дублирование информации, низкое качество оформления, обилие рекламы, обилие взаимных ссылок и т.п.»
Забавный побочный эффект: громадное количество поискового спама и все повышающееся его качество поневоле учат логике ухода от нежелательной рекламы и самого пользователя. «Формируя поисковый запрос, человек должен подбирать слова таким образом, чтобы «Яндекс» или «Рамблер» действительно нашли самую релевантную ссылку, — говорит г-н Савельев. — Человек остается «мерой всех вещей» и в области контент-анализа входящих писем: ни одна антиспамовая программа не располагает достаточным уровнем интеллекта, чтобы самостоятельно находить критерии «человечности» текста. Новые тенденции области спама анализируют именно люди — и только после этого придуманные ими алгоритмы ложатся в основу антиспамовых программ».
У спама есть и еще одна, чрезвычайно важная ценность, причем ценность несомненная. Спам — своеобразное «зеркало эпохи»: историки грядущего, вероятно, не преминут использовать этот любопытный источник, чтобы установить проблемы, которые занимали умы людей нашего времени, а также отследить уровень развития интернет-коммуникаций в различных странах. Достаточно красноречив тот факт, что на второе место по числу спамерских рассылок поднялся все усиливающийся экономический колосс — Китай. Что касается России, то, как свидетельствуют выводы «Лаборатории Касперского», специфический русский спам (предложение получить ответы ЕГЭ, купить диплом МГУ или сделать московскую прописку) все более вытесняется спамом интернациональным — рекламой виагры, экономических и юридических услуг. Это отголосок глобализации: Россия вступает в мировое сообщество со всеми его проблемами.