Российская полиграфия скрылась от пошлин в Европе
29 мая на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям был обнародован ежегодный доклад Роспечати «Российский рынок периодической печати, 2007 г. Состояние, тенденции и перспективы развитии». Целый раздел в нем посвящен рынку «высококачественной полиграфической продукции», который в прошлом году составил $3,26 млрд. Годом ранее объем рынка высококачественной печати оценивался всего в $1,727 млрд.
«Вероятно, значительная часть упаковки, этикетки и рекламной полиграфии является российской лишь номинально, — считает директор по управлению медиаактивами группы «Промсвязькапитал» Василий Гатов. — Например, продукция производится на Украине, а приписывается российским предприятиям. А все потому, что на Украине нет 15-процентной пошлины на бумагу. Возможно, была найдена какая-то лазейка для перемещения отпечатанных тиражей в Россию, вот и получился рост».
Полиграфисты давно говорят о необходимости отмены 15-процентной пошлины на товар, который в России не производят и производить пока не планируют. Инвестиции в производство мелованной бумаги экономически нецелесообразны. Да, впрочем, и планов таких нет. Но пошлины есть. В то время как на ввозимую журнальную продукцию их нет — в соответствии с конвенцией ЮНЕСКО о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (Флорентийское соглашение). Поэтому российскую периодику выгоднее печатать за пределами России. Российские заказы минуют российских печатников, утекая в Финляндию, Германию, Латвию, Словению, Польшу и другие страны. Европа наращивает выпуск продукции для России: в 2005 г. этой продукции там было отпечатано на $551 млн, в 2006-м — на $665 млн, прогноз на 2007 г. — $700 млн. Впрочем, российские полиграфисты настроены оптимистически, они убеждены, что уже осенью пошлина будет снижена до 5%, а потом и вовсе отменена. Что должно привести к резкому улучшению инвестиционной ситуации в полиграфии.