Ричард Капрони,Заместитель гендиректора первого национального оператора спутникового ТВ, компании Vision TV
10 Окт 2008, 14:04

Ричард Капрони,Заместитель гендиректора первого национального оператора спутникового ТВ, компании Vision TV

Ричард Капрони,Заместитель гендиректора первого национального оператора спутникового ТВ, компании Vision TV

Времена бесплатных эфирных государственных телеканалов давно канули в лету. Потребитель все больше понимает, что за качественный контент и сервис нужно платить. Это подтверждает не только стремительное развитие отечественного рынка кабельного телевидения, но и появление спутниковых операторов. Заместитель гендиректора первого национального оператора спутникового ТВ, компании Vision TV, Ричард Капрони рассказал  о перспективах платного ТВ в нашей стране.

— Каковы перспективы расширения абонентской базы спутниковых и кабельных операторов?
— Нужно рассматривать долгосрочную перспективу и ориентироваться на рынки различных восточноевропейских стран. Как правило, абонентами спутникового телевидения являются 15-20% домохозяйств, кабельному телевидению отдает предпочтение большинство населения, и незначительная пока часть пользуется альтернативными видами доставки телесигнала. Хотя, исходя из общерыночной ситуации по Украине, когда 60% населения до сих пор принимают телевизионный сигнал посредством эфирной аналоговой антенны, можно ожидать более высокого процента проникновения спутникового телевидения — до 20-25%. Примером могут служить Польша и Румыния: в момент выхода на эти рынки операторов платного спутникового телевидения, кабельное телевидение еще не успело завоевать большинство абонентов.


На самом деле 30% домохозяйств, которые смогло завоевать кабельное телевидение в Украине,— это очень мало даже по сравнению с Польшей и Румынией. Поэтому мы и говорим о гораздо больших возможностях привлечь значительную часть домохозяйств, особенно в тех районах, где кабельное телевидение отсутствует.

— Кабельщики, по большому счету, практически завоевали крупные города. Будут ли операторы спутникового ТВ бороться за эту аудиторию, или сделают ставку на небольшие населенные пункты, которые не представляют особого интереса для кабельщиков?

— Стратегия развития платного спутникового ТВ предполагает привлечение трех основных категорий абонентов. Первая: те люди, которые уже имеют спутниковую тарелку, а это около 1,5 млн. домохозяйств. Именно эта часть населения является ядром нашей целевой аудитории на ближайшее время. Ведь эти люди уже понимают технологию спутникового ТВ и его преимущества, в то время как для привлечения остальных требуются месяцы и даже годы, грамотный маркетинг и PR. Поэтому неважно, где проживают эти люди: в городе-миллионнике или небольшом селе.

Что же касается тех 60%, которые предпочитают несколько эфирных бесплатных каналов, то так сложилось, что большая часть из них проживает в небольших населенных пунктах. Так как кабельные операторы не слишком заинтересованы в этих абонентах из-за дороговизны построения сетей, то перспективы спутниковых операторов по их привлечению резко возрастают. Это вторая категория нашей целевой аудитории.

Если говорить о тех, кто пользуется услугами кабельного ТВ, или же просто живет в районах, где кабельные сети уже построены, — наш успех будет зависеть от уровня того или иного кабельного оператора. В нашей стране есть 5-6 очень хороших кабельных операторов, и есть сотни, предлагающие 20-30 каналов в не очень хорошем аналоговом качестве. Поэтому в тех местах, где нет цифрового кабельного телевидения, мы также рассчитываем на рост абонентской базы.

— Как заставить 99% из тех 1,5 млн. домохозяйств, которые смотрят спутниковое ТВ бесплатно, платить за него в будущем?
— Ответ вполне очевиден: есть каналы и контент, за которые стоит платить. И эти люди это больше понимают, чем те, которые незнакомы со спутниковым телевидением вообще. Рано или поздно большинство действительно интересных каналов кодируют свой сигнал, поэтому получается, что за те программы, ради которых человек покупал дорогостоящее оборудование, ему снова нужно платить. Преимущества оператора в том, что кроме доставки контента, он также занимается сервисной и информационной поддержкой клиента.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

— Расцениваете ли вы НПО «Поверхность» как своего конкурента в ближайшем будущем?
— Я думаю, что «Поверхность» — не единственный оператор, который появится на рынке в ближайшие год-два. Рынок ведь открытый и большой, поэтому есть место для многих игроков. Мы, к примеру, и в ценовой, и в программной политике ориентированы на среднестатистическую украинскую семью. Поэтому и делаем основной акцент на киноканалы. «Поверхность» же, скорее всего, займет свои позиции в сегменте спортивных каналов.

— Какой объем инвестиций необходим для выхода на рынок оператора спутникового телевидения?
— Так как конкретные цифры являются коммерческой тайной, могу лишь сказать, что все было сделано экономически целесообразно благодаря поддержке компании Modern Times Group (MTG — мажоритарный акционер Vision TV.— ред.). Это касается и отношений с провайдерами контента, и технических возможностей — сейчас мы используем уже 14 транспондеров на спутнике Sirius-4. С коммерческой точки зрения, успех спутникового оператора во многом зависит от сети дистрибуции сет-топ боксов. На сегодняшний день мы заключили уже 300 дилерских договоров. В большинстве торговых сетей установлено оборудование, которое позволяет ознакомиться с услугой, а также протестовать ее в реальном режиме.

— Какая текущая рентабельность компании, и на какую рентабельность вы рассчитываете?
— Точкой безубыточности в этом бизнесе считается отметка в 150 тыс. абонентов. Мы намерены одолеть этот рубеж уже к концу 2009 г. Однако очень многое зависит от общего роста рынка. Потому что на сегодняшний день украинского рынка платного спутникового телевидения, по большому счету, нет. Есть часть людей, которые понимают, что это такое. В основном, это бывшие абоненты российского спутникового оператора. Однако это не совсем то, потому что большинство из них просто покупали на рынке пиратские карточки за $5 в месяц, при этом речь совсем не шла о сервисной поддержке. Пиратские карточки — большая проблема для нас, так как они очень исказили понятие платного спутникового ТВ. Поэтому говорить о более конкретных сроках, когда начнется массовый приток абонентов, пока рановато.

— Сколько сейчас у вас абонентов?
— Не могу озвучить. Такова политика MTG. Поскольку акции компании котируются на фондовой бирже, первые официальные данные о деятельности ее подразделений озвучиваются в ежегодном отчете.

— Как вы видите структуру украинского телевизионного рыка после перехода на цифровое эфирное вещание (DTT)?
— По нашим прогнозам, кабельное телевидение завоюет более 50% домохозяйств. Насколько быстро это произойдет, зависит от скорости построения кабельных сетей. Спутниковое ТВ из-за того, что кабельщики будут долго строить свои сети, может занять, как я уже говорил, 20-25% рынка в ближайшие 5 лет. Что касается DTT, то его предположительная аудитория составит оставшиеся 25-30%. Это те люди, которые никогда не будут готовы платить за телевидение.

— Как вы оцениваете перспективы роста рынка платного ТВ в Украине?
— Объем рынка платного ТВ в денежном выражении зависит во многом от перехода кабельщиков с аналогового на цифровое телевидение. Пока большинство кабельных операторов предлагают от 40 до 60 каналов за 50-60 грн. в месяц. Иногда и дешевле, если количество каналов не превышает 20-25. Все это очень быстро меняется, как изменилось все в Киеве, когда операторы начали запускать цифровое кабельное телевидение. За счет значительно большей вместимости сети оператор уже не предоставляет все телеканалы скопом, а формирует различные тематические пакеты, дополнительно на этом зарабатывая. Мы также предлагаем различные пакеты по разным ценам, и уже видно, что около половины абонентов предпочитают полный, наиболее дорогой пакет. Но так как наших абонентов меньше, чем кабельных, общий рост объема рынка в ближайший год зависит именно от кабельщико- переход на цифру, а значит и от общего к тематическим, более расширенным пакетам серьезно увеличит их средний доход с абонента.

— Нужны ли человеку 100 телеканалов, которые он физически не сможет просмотреть? Не боитесь ли вы массового оттока абонентов с внедрением IPTV, HDTV, PPV и VoD?
— Статистика действительно показывает, что человек смотрит постоянно около 14 телеканалов, причем 75% смотрения приходится на 5 из них. Действительно, судя по опыту стран, где платное телевидение давно захватило большую часть рынка, эти технологии активно внедряются. В Европе в среднем лишь 10-15% абонентов были готовы платить дополнительно за телевидение высокой четкости (VHD). Ведь намного важнее, что они смотрят, чем какое-то не совсем заметное улучшение качества картинки. Для массового потребителя эта технология не имеет особого значения, главное — контент.


Для PPV и VoD характерна несколько другая проблема — их стоимость. Судя по рынкам, где эти технологии уже давно работают, стоимость просмотра 5 фильмов по VoD, в принципе, равняется месячной абонплате. А развитие IPTV напрямую зависит от уровня проникновения широкополосного доступа в интернет, который пока оставляет желать много лучшего. Даже когда IPTV станет массовым, думаю, операторы, предоставляющие эту услугу, пойдут по шагам тех же кабельных и спутниковых операторов. Они сформируют различные пакеты в зависимости от количества и тематики контента.

Но это не проблема ближайшего будущег- опыт других стран показывает, что после запуска определенной услуги проходит не менее 3-5 лет до того, как начинается более или менее массовый переход на нее, и она достигает уровня проникновения в 10-15%. Поэтому у потребителя всегда будет выбор, а у оператора — клиент.

Гражданин США Ричард Капрони имеет восьмилетний опыт работы в сфере платного телевидения. В 2001-2002 гг. он руководил крупнейшей украинской компанией, работающей в отрасли платного телевидения — «Воля Кабель». С 2006 г. возглавляет компанию Vision TV. В 2008 г. вывел на украинский рынок первую лицензированную услугу платного спутникового телевидения под брендом Viasat. С сентября 2008 г. занимает должность заместителя генерального директора компании Vision TV, курирует административно-финансовую часть.

Расскажите друзьям про новость