Витрины ЦУМ Киев воспроизвели удивительную художественную вселенную Марии Примаченко
03 Сен 2024, 11:35

Витрины ЦУМ Киев воспроизвели удивительную художественную вселенную Марии Примаченко

Осенний арт-сезон в ЦУМе приглашает в удивительную художественную вселенную Марии Примаченко: каждая витрина универмага открывает зрителю новую страницу биографии художницы. ЦУМ Киев в сотрудничестве с благотворительным фондом «Творческое наследие семьи Марии Примаченко» и Национальным музеем декоративного искусства Украины знакомит с невероятным творческим достижением Марии и предлагает еще ближе познакомиться с украинской культурой.

Фантастические звери — визитка украинской мастерицы, но мало кто знает, что сама Мария Примаченко ассоциировала себя со львом. Так что сильный и величественный лев «Зьвер Полески» в первой витрине — аллегорический автопортрет художницы со страниц автобиографической книги, которая, к сожалению, не была опубликована.

Вторая витрина знакомит с тем периодом жизни Примаченко, когда ее творчеством было вышивание. Мария была известным «дизайнером» в родном селе Болотня и окрестностях: она хорошо шила, а традиционные орнаменты дополняла собственными фантазиями. В 1935 году искусствовед и художница-вышивальщица Татьяна Флору, увидев на базаре вышивания 26-летней Марии, пригласила ее учиться в экспериментальные мастерские в Лавре, где учили талантливых самоучек из народа. В этой витрине соединены цветы из рубашки Марии и из картины «Ой вы кони».

Розовая печь в третьей витрине символизирует дом художницы, где она рисовала, растила сына, где снились фантастические звери и птицы. Впоследствии печь появляется и в иллюстрации к книге Марии Примаченко «Толчет баба мак».

Гончарство — традиционное украинское ремесло. Учась в лаврских мастерских, Мария Примаченко открыла для себя керамику. Скульптуры фантастических зверей, росписи на тарелках и кувшинах удавались ей так же хорошо, как и станковые картины. В четвертой витрине — еще одна строчка творческой биографии художницы — расписанные тарелки и зооморфная скульптура «Крокодил».

Марии Примаченко еще не было 30-ти, а на международной выставке декоративного искусства в Париже (1937) ее картины преуспели. Иван Гончар, Параска Власенко и Мария Примаченко на той выставке были отмечены золотыми медалями. Фотографии на страницах ведущих журналов и газет, отзывы потрясенных критиков, приобретение ее работ музеями — это был период славы, успеха, счастья. В пятой витрине видим репродукцию «Обезьяна-всадница», которая участвовала в парижской выставке, фрагмент картины «Сказка» и парижскую атмосферу 1930-х годов.

Марии было интересно пробовать себя в разных жанрах. В шестой витрине знакомимся с Примаченко-иллюстратором. Мария оформила пять детских книг, вышедших в издательстве «Веселка»: «Ой коньки-сиваши», «Толчет баба мак», «Черногуз принимает душ», «Что посеешь, то и пожнешь» и «Заяц спать захотел», три последние — в сотрудничестве со своим приятелем, писателем Михаилом Стельмахом.

Седьмая витрина ломает стереотипы о Марии Примаченко — уважаемой женщине в платке и вышитой рубашке. В семье художницы хранятся фото молодой Марии — красивой девушки с двумя косами в собственноручно сшитой рубашке. Возле нее на рабочем столе стоит черный зверь с одноименной картины 1936 года, с другой стороны — удивительное растение из этой же работы, которая будто ведет диалог со зверем.

Мария Примаченко прожила удивительную жизнь в окружении фантастических зверей, птиц, растений и причудливых людей. И оставила нам столько загадок и сокровищ, что хватит на многие музеи, витрины, стены и книги.

Расскажите друзьям про новость