Герой шестого выпуска подкаста «Не під запис» о словах и смыслах Артем Старосек — основатель и СЕО OSINT-агентства Molfar, владелец и издатель медиа о технологиях и бизнесе AIN.UA. В этой колонке — опыт Molfar в OSINT-расследованиях и интеграции OSINT-культуры в AIN.UA. Приятный бонус: специально для MMR Артем также подготовил советы, которые помогут проверить потенциального работодателя перед трудоустройством, а также как не наткнуться на мошенничество непосредственно на работе.
Особенности расследования и OSINT
Ключевое направление работы агентства Molfar — это OSINT, разведка на основе открытых данных: сайтов, соцсетей, баз данных, архивов, медиаконтента, картографических, геопространственных данных и т.п.
Одни из самых распространенных услуг — это compliance, проверка людей перед стартом сотрудничества, репутация бизнесов и потенциальных партнеров, поиск «болевых точек» влияния для юридических споров, исследование рынка и конкурентов, поиск пропавших должников или их скрытых активов.
Сущность своей работы Старосек описывает просто — «кто-то лишнее сказал или написал».
С началом полномасштабного вторжения команда Molfar начала создавать журналистские расследования как независимая редакция, помогая разным органам, таким как ГУР и СБУ, с разведкой. В планах агентства всю расследовательскую часть вскоре вывести в формат отдельного медиа.
Интересный кейс из работы Артема — оценка изделий искусства. Однажды клиент попросил оценить аутентичность ценной шифровальной машинки на OLX. Она оказалась ворованным экспонатом из музея, который удалось вернуть благодаря расследованию команды и привлечению полиции.
Институт репутации в Украине сейчас только начал появляться.
«Мы работаем с сознанием людей, чтобы они делали выводы из прочитанного и расширяли институционную память. К примеру, не забывали о коррупционных скандалах через 2-3 дня или отказывались от брендов, которые присутствуют на российском рынке. Институт репутации в Украине сейчас только начал появляться. На это сильно повлияла война. Расследования, в сущности, ускоряют этот процесс. А еще больше помогают люди, которые откажутся, например, от конкретного бренда, приводя к сокращению прибыли и закрытию брендов. Это и есть институт репутации».
Опыт OSINT для медиа
В 2023 году Артем Старосек приобрел издание AIN.UA. Поскольку большинство клиентов Molfar — это IT-сектор, аудитория издания — тоже IT и бизнес, поэтому команды имеют возможность усиливать друг друга, делиться экспертизой и аналитикой. Так, например, аналитики Molfar помогают редакции исследовать репутацию рекламодателей, дают исследования аналитики в IТ-индустрии Украины, помогают журналистам со сбором фактов для расследований.
Несколько советов от Артема, как уберечься от мошенничества и утечки информации:
- Разделять рабочий и личный номер.
- Не открывать и проверять файлы, которые поступают из «внешнего мира» от незнакомых пользователей.
- Соблюдать эти правила не только самому, а всей семьей и коллективом.
- Использовать защитные стикеры или стекло антишпион для защиты экрана.
Чек-лист по проверке компании перед трудоустройством:
- посмотреть выдачу в Google на трех первых страницах;
- прочитать сайты с отзывами;
- найти в LinkedIn человека, который работает в компании, и расспросить у него обо всех нюансах;
- посмотреть динамику увольнений и количество работников;
- проверить в реестре, имеет ли компания доходы.
Подробнее о кейсах Molfar, опыте сотрудничества с ГУР, секретах управления украинским изданием и многом другом слушайте в полной версии подкаста «Не під запис» с Артемом Старосеком на платформах Spotify, Apple Podcast, YouTube и др.