Страшно, сложно, долго, невозможно — именно такие ассоциации часто возникают с поиском первой работы, особенно, если речь идет о креативной сфере. Иногда кажется, что получить джоб оффер мечты, не имея релевантного опыта, — это задача со звездочкой, однако кто, как не мы, сможет ее решить?
О своей первой работе в пиаре нам рассказали выпускницы и студентки образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» Учебно-научного института журналистики, поэтому этот гайд поможет вам понять, в каком направлении двигаться, чтобы наконец услышать: «Поздравляю, вас принято на работу!».
Шаг 1. Обучение — «Век живи — век учись»
Теория пиара — это база, почва, фундамент, который мне на самом деле предоставил университет. Получила я ее с помощью преподавателей нашего института журналистики, с помощью того, какую литературу мы учили, какие кейсы прорабатывали, какие кейсы мы создавали самостоятельно.
Постоянно учиться — это просто must have, ведь отрасль пиара меняется 24/7. Действительно очень важно всегда держать руку на пульсе, на пульсе всех нововведений, на пульсе всего, что может быть только в нашем мире и в нашей стране. Постоянно контролировать абсолютно все инфопространство, овладевать всеми технологиями. То есть пиарщик никогда не может отлучиться из своей сферы, а затем вернуться. Очень многое будет потеряно, поэтому постоянно нужно совершенствоваться, постоянно нужно быть в курсе всего происходящего.
Не спешите забивать на обучение. Возьмите максимум в институте: изучите все, общайтесь с преподавателями, задайте тысячу и один вопрос, и вы потом обязательно найдете первую работу 100%.
Шаг 2. База контактов — «Дерево крепкое корнями, человек — друзьями»
Активно общайтесь, находите друзей и налаживайте контакты, поскольку университетские связи могут оказаться очень полезными в будущем. К тому же, учите английский язык, не только в университете, но и вне его. Ведь без него никак, сейчас классная карьера не может быть без знания английского, тем более в пиаре.
Важный шаг — выстраивание базы контактов. Об этом нам постоянно говорили в университете, мало кто на это обращал внимание, но это действительно то, что работает. Никакой PR-менеджер не может существовать без своей контактной базы. LinkedIn — это просто маст-хэв, я очень его советую, и утверждаю, что на нем нужно делать основной акцент.
Шаг 3. Стажировка — «Хочешь есть калачи — не сиди на печи»
Мой первый опыт в пиаре — это годовая стажировка в компании мультибрендового ритейлера INTERTOP. Я тогда училась на 4 курсе, совмещала работу и обучение: утром 4 часа в офисе, потом университет. Возможность эту нашла на одном из сайтов поиска работы (то ли work.ua, то ли robota.ua). Отправила резюме и прошла несколько собеседований. Это была отличная возможность начать путь в пиаре.
Советую быть активными в поиске возможностей для первого профессионального опыта. Лучше задумываться об этом уже во время обучения, где-то после 2 курса, когда у вас уже есть достаточная теоретическая база в профессии. Рекомендую для начала искать парт-тайм работу или стажировку. Будьте открыты к тому, что зарплата может быть невысокой, но самое важное — это опыт. В то же время, я не советую работать совершенно бесплатно. Компания, которая не готова оплачивать вашу работу, скорее всего, также не будет готова вкладываться в ваше профессиональное развитие.
Шаг 4. Смелость — «Глаза боятся, а руки делают»
Главное — запастись терпением и желанием покорять вершины. Не секрет, что без опыта получить оффер с хорошей оплатой почти невозможно. Но для закрытой двери есть ноги! Пишите повсюду, во все интересующие вам компании или пиар-агентства, и предлагайте себя в качестве стажера. Обычно студентам в этом не отказывают. Полгода и у вас уже есть классный релевантный опыт, с которым вам открыто гораздо больше предложений. Главное — начинайте, пока вы еще студенты, ведь после выпуска на должность стажера будет согласиться уже сложнее.
Шаг 5. Реклама и связи с общественностью
Когда я увидела на LinkedIn вакансию пиарщика компании, которая для меня уже много лет является lovemark-брендом, сразу же заполнила анкету, хотя меня и пугала фраза «с опытом в коммуникациях» среди требований к кандидату. Но, как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть о том, что не сделал. Пройдя собеседование и выполнив тестовое задание, я уже понимала, что атмосфера в команде и перечень задач — это именно то, что мне нужно, поэтому с нетерпением ожидала ответа. И… получила отказ! Однако моя смелость и нежелание сдаваться (или положительная карма) все же пригодились мне, и через месяц я получила новое сообщение от той же компании — меня пригласили на работу. Теперь я понимаю, что все было не зря. Счастлива работать и профессионально расти в команде с прекрасными людьми, интересными проектами и графиком, что позволяет мне совмещать работу с учебой.
Шаг 5. Личный бренд — «Сначала вы работаете над репутацией, а затем репутация работает на вас»
Работа над своим личным брендом — это очень важно. Даже те ивенты, которые вы организовываете в университете, играют большую роль. Например, мы в свое время организовали с Юлией Михайловной Шафаренко Миколярмарок, — это был действительно классный опыт. И уже с того момента я начала формировать свой личный бренд, потому что у меня были определенные обязанности, которых я придерживались. Я начала говорить в своих социальных сетях и на разных встречах о том, что я PR-менеджер, и это действительно понадобилось.
Конечно же, не существует универсальной формулы поиска первой работы. Однако истории выпускниц и студенток подтверждают, что это вполне реально — нужно только постоянно учиться, приложить усилия и не сдаваться. И помните, что даже в закрытую дверь можно постучаться.
Этот материал является частью проекта UA Creatives, созданного студентами Учебно-научного института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.