Как меняются культурные и потребительские тренды трех поколений украинцев под влиянием войны: исследование Gradus Research
19 Апр 2024, 17:46

Как меняются культурные и потребительские тренды трех поколений украинцев под влиянием войны: исследование Gradus Research

Большая война принесла большие перемены в жизни всех украинцев без исключения. И люди, независимо от возраста, пола или региона проживания, пересмотрели свои приоритеты в потреблении, досуге и планировании будущего. Исследовательская компания Gradus Research специально для 17 Украинского маркетинг-форума провела исследование настроений трех поколений украинских потребителей на третьем году полномасштабной войны и сравнила их между собой.

Отношение к брендам: миллениалы — главные бренд-лаверы, а зеты спонтанны и открыты к новому

Именно миллениалы (25-44 года) в большей степени убеждены, что бренд имеет значение — две трети опрошенных этой возрастной группы декларируют такую позицию, а значит, это оказывает влияние на их потребительские предпочтения.

В то время как поколение зетов отличается своей открытостью к экспериментам: почти половина (46%) опрошенных в возрасте 18-24 лет с начала полномасштабного вторжения сменили свое покупательное поведение и выбирают новые бренды вместо давно известных.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

В то же время зеты наиболее спонтанны и наименее патриотичны в выборе товаров или услуг. В то время как подавляющее большинство миллениалов (25-44 года) и иксов (45+ лет) склонны тщательно планировать свои покупки, 38% опрошенных представителей поколения Z принимают решение о покупке в момент покупки.

Онлайн уверенно завоевывает потребителей

Среди всех исследуемых поколений больше всего тяготеют к покупкам онлайн зеты, однако тенденция к увеличению доли онлайн покупки в условиях войны наблюдается во всех возрастных группах.

Зеты выбирают развлечения, красоту и досуг. На одежде экономят все.

Из категорий, на которых экономят украинские потребители, иксы и миллениалы чаще всего выбирают развлечения и отдых, еду вне дома, одежду и обувь. В список сокращения расходов зетов также попадают развлечения, одежда и обувь, но представители младшего из исследуемых поколений склонны экономить на них в гораздо меньшей степени.

Подобное потребительское поведение объясняется в том числе и тем, что зеты не готовы откладывать жизнь на потом, а хотят жить здесь и сейчас. Такую позицию декларируют 73% респондентов из поколения Z.

В то время как подавляющее большинство иксов (77%) и миллениалов (72%) убеждены, что сейчас не время для нерациональных покупок, и лучше сосредоточиться на сохранении средств.

Важным фактором, влияющим на потребительское поведение украинцев, остается высокий уровень усталости и стресса. В этом состоянии потребители принимают большинство решений. Больше всего стрессует молодежь — зеты оценивают субъективный уровень стресса в 92%. Относительно более низкий, однако все равно высокий уровень стресса также декларируют представители поколения Y (89%). Отсюда и более высокая потребность в личных радостях и удовольствиях для поддержания душевного равновесия, о котором заявляют эти два поколения.

Украинский контент становится новым полюсом тяготения, а новые украинские герои военные и волонтеры

Большую часть свободного времени зеты и миллениалы проводят за прослушиванием музыки и просмотру фильмов или сериалов онлайн. Иксы тоже предпочитают фильмы и сериалы, а также чтение новостей.

Около трети миллениалов и зетов слушают украинскую музыку, еще половина и тех, и других слушает и украинских, и зарубежных исполнителей.

Еще одним жанром, набирающим популярность среди украинцев, является стендап. И здесь у украинского контента абсолютное первенство — среди любимых комиков респонденты преимущественно называют украинских артистов.

А новыми украинскими героями во времена большой войны для людей стали военные и волонтеры.

«Видим, как разные поколения украинцев по-разному проживают опыт войны. Старшим возрастным группам присуща большая рационализация в потреблении, они чаще думают о сокращении затрат или неуместности развлечений. В то время как молодежи в силу отсутствия опыта переживания кризисов труднее справляться с высоким стрессом. Но все поколения демонстрируют внимание к брендам, готовы давать шанс новому и поддерживать украинское, что является важным сигналом для локальных компаний и креаторов», — рассказывает Евгения Близнюк, социолог, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.

Это исследование является частью масштабного исследования потребительских и культурных трендов украинцев на третьем году полномасштабного вторжения. С его результатами можно ознакомиться на сайте Gradus Research по ссылке.

Расскажите друзьям про новость