09 Апр 2024, 14:37

«Мы с вами встречались в Каннах»: как заручиться поддержкой мировых кинофестивалей для удачного маркетинга документального фильма

«Ежегодно более 12 тысяч кинофестивалей во всем мире ищут новые лучшие фильмы, так что кинематографистам важно понимать, что такое фестивальный бизнес и чем он может быть полезен их будущему», — говорит французский маркетинговый эксперт Бруно Шателин.

Свой профессиональный путь он начал с известных рекламных агентств, затем руководил маркетинговыми кампаниями почти 200 фильмов студий-мейджоров, а последние 10 лет работает как фестивальный агент, входит в состав правления многих кинофестивалей и развивает портал Filmfestivals.com — полезный инструмент для ознакомления с фестивальным бизнесом, мониторинг основных событий и донесение информации о новых фильмах фестивальным программерам, байерам и т.д.

В рамках индустриальной программы фестиваля среднеметражного зрительского документального кино Doc Kyiv Fest Бруно рассказывал о маркетинговых инструментах для документальных фильмов. Событие модерировала Елена Мартынова — маркетинг-директор Starlight Media, одного из организаторов фестиваля, который состоялся в Киеве на прошлой неделе.

«На кинофестивалях вы показываете свои фильмы не только зрителям, но и людям, которые будут покупать и прокатывать их. Это места, которые могут запустить вашу карьеру и привести в «Оскар». Здесь вы встречаете потенциальных байеров, спонсоров, партнеров или людей, которые делали нечто подобное, но пошли другим путем, получив другой полезный опыт. Это доступ к крупнейшим СМИ (например, Каннский кинофестиваль освещают 5 тыс. медиа из разных стран — больше, чем Олимпийские игры) и возможность донести важные идеи всему миру», — объяснил Бруно свое внимание фестивальным инструментам работы с фильмами.

В ответ на вопрос Елены Мартыновой, какие кинофестивали лучшие для правильного маркетинга и в целом выхода на рынок документальных фильмов эксперт посоветовал документальные секции всех больших площадок (в Каннах, Берлине и т.п.), а также рекомендовал исследовать список фестивалей, которые являются квалификационными для «Оскара»: «Если вы победите там в категории «Лучший документальный фильм», это будет означать, что вы будете включены в лонглист кинопремии».

Отметив, что каждый год фестивально-рыночная жизнь проходит круг, начиная с Sundance в январе и заканчивая American Film Market в ноябре, Бруно Шателин посоветовал 10 инструментов и обязательных практических шагов по подготовке и работе на кинофестивалях.

1. Убедитесь в потенциале истории

Нет единственного рецепта успешного фильма. Ваша страсть и ваш пыл — важнейшие критерии на самом деле.

Впрочем, убедитесь заранее, что у истории есть потенциал быть интересной многим людям вне вашего круга. В свое время я работал с фильмом Sharkwater режиссера-документалиста Роба Стюарта, мы вместе прошли порядка 250 фестивалей. Фильм раскрывает очень специфическую тему (исследует мировую индустрию охоты на акул, уничтожение которых влияет на климатические изменения. — Ред.), и мне кажется, что одной из причин успеха был страх: людям интересно наблюдать за акулами и в то же время они их пугают. Лента также сработала из-за красивых подводных кадров, и из-за того, что режиссер едва не погиб во время съемок, и из-за того, что в истории есть китайская мафия — все это было очень важно.

2. Исследуйте свою нишу

Еще до завершения работы над документальным фильмом вы должны знать, какую нишу он может занять на рынке и насколько он отображает момент. Есть ли в вашей команде кто-то известный, кто будет интересен прессе для интервью, существуют ли другие документальные фильмы, сделавшие вашу тему известной. Если ответы на эти вопросы говорят, что вам важно выйти на большие фестивали, возможно, Канны станут хорошим местом для старта (скажу честно, такое не случается часто, но это возможно).

Начало фестивальной истории с Каннами означает много ограничений. Например, вы не сможете показывать фильм в мире до мая, когда проходит фестиваль. Поэтому, если работа завершена в июне, будете ли вы сидеть почти год до следующего мая? Я бы не рекомендовал так поступать. На фестивалях вы приобретаете множество полезных связей на будущее, поэтому старайтесь охватить как можно больше площадок: шансы быть отобранными на один из больших фестивалей не очень велики, и не стоит тратить время только на них. Лучше подаваться на как можно большее количество фестивалей — особенно на те, участие в которых не нужно оплачивать.

3. Подготовьте бюджет

Количество кинофестивалей, на которые вы планируете подаваться, будет влиять на ваш бюджет (где-то высокая плата за подачу, где-то не предоставляют жилье), и это нужно просчитать в начале. Еще до завершения работы над фильмом вы должны готовиться к дальнейшей фестивальной жизни.

4. Создайте submission profile

Когда лента почти завершена, создайте ее профиль на Filmfreeway.com (платформа для подачи фильмов на фестивали. — Ред.), подготовьте пресс-кит, соберите все, что рассказывает о вашем фильме лучше всего, чтобы заинтересовать прежде всего программеров. Сделайте качественный трейлер, а также PDF-презентацию фильма с короткой и длинной версиями синопсиса, фотографиями и т.д. И загрузите это куда-нибудь онлайн (например, на тот же filmfestivals.com).

Также обязательный элемент — биография режиссера и мотивация, почему он сделал этот фильм, почему фильм важно показать и в чем здесь чрезвычайная роль фестиваля. Если у вас дебютант или, наоборот, уже есть фестивальные селекции или победы, обязательно укажите это на Filmfreeway.

Также стоит иметь профиль на Cinando.com (онлайн-база кинопроектов от кинорынка Marché du Film Каннского кинофестиваля. — Ред.) – это ваша электронная бизнес-карта на рынках. Добавьте в аккаунт как можно больше внешних ссылок: IMDb, сайт фильма, сайт продакшн-компании, а также убедитесь, что там есть ваше фото и электронный адрес. Регистрация будет стоить около 60 евро, но это место посещают все ключевые профессионалы, более 70 тысяч человек.

5. Позаботьтесь об elevator pitch

Для работы на кинорынках вам также понадобится elevator pitch, так что составьте его и обязательно отрепетируйте. Начните со слогана, добавьте фильмы-референсы и информацию о том, что делает ваш фильм и команду уникальными, расскажите, на каком этапе находится проект и чего вы ожидаете или ищете, а затем попросите дальнейшую встречу, если визави заинтересованы узнать больше.

6. Работайте с аудиторией

Допустим, ваш фильм рассказывает о стоматологе, спасающем мир. Поэтому, если фестиваль проходит в большом городе, где живет много стоматологов, предложите организаторам мероприятия помочь вам пригласить этих людей на показ.

В случае с фильмом Sharkwater мы получили поддержку людей, действительно увлеченных сохранением жизни акул, а также разнообразных ассоциаций по защите природы, поскольку акулы являются важным элементом в экологической цепочке.

7. Пригласите прессу, партнеров, сейлз-агентов, байеров

Имея фестивальные или рыночные показы, попробуйте достать людей, которые вам нужны, от закупщиков до пресс-агентов. Всегда спрашивайте программеров, кто может быть потенциально заинтересован в вашем фильме, и приглашайте их всех. Также договаривайтесь о встречах заранее: свяжитесь с сейлз-агентами и баерами за несколько недель до рынка, ведь их расписания заполняются очень быстро, и попросите 15 минут для первой встречи.

8. Организуйте и задокументируйте Q&A

В большинстве случаев во время фестивальных показов проходит сессия вопросов и ответов, для которой лучше подготовить не только рассказ о съемке и поиске денег. Например, пригласите, если можете, специалистов по теме, с которой вы работали, людей, которые могут сказать на тему вашего фильма что-нибудь экспертное, — это важно. Также позаботьтесь о людях, которые будут снимать или фотографировать сессию, чтобы вы могли делиться этим в соцсетях и публиковать в своих профилях на киноплатформах.

9. Выберите лучшие цитаты

Вы не можете сказать, что ваш документальный фильм — самый лучший, поэтому вам нужны экспертные цитаты других людей (например, критиков, журналистов), которые видели фильм на других фестивалях или с которыми вы поделились фильмокопиями. Важно добавить это в пресс-кит и другие презентационные материалы.

10. Используйте фестивальный авторитет

Фраза «Добрый день, мы с вами встречались в Каннах» будет работать как легкое и действенное начало разговора. Даже если вы не были в Каннах (Берлине и т.п.), я видел, как это работает. На больших фестивалях представлены все крупные игроки, и ваше присутствие означает серьезное отношение к своему фильму и карьере в целом, демонстрирует вашу авторитетность.

Бонус: превратите солидарность с Украиной в возможности

Напоследок Елена Мартынова изменила вектор разговора с универсального на украинский, спросив о маркетинговых подходах для более эффективного рассказа миру о нашем документальном кино, креативных индустриях и вообще истории, которая сейчас формируется в Украине.

«Мне кажется, нужно использовать то, что сейчас все хотят помочь вашей стране — я видел немало вещей, которые делались для Украины на многих фестивалях, даже таких политизированных как Берлин, даже в Каннах. Но чтобы трансформировать эту волю в способности для бизнеса, нужна работа с фестивалями. Например, когда вас выбрали для участия, просите украинского посла или консульство организовать небольшой прием после показа — у них должны быть деньги, чтобы это сделать. Если вы приглашаете журналистов посмотреть фильм и посетить небольшой прием, это совсем другая история, поскольку журналистам нравится, когда есть бесплатная еда и напитки. И уже при таких условиях можно привлечь их к более детальному разговору, приглашать на панели с экспертами и т.д. На самом деле, это будет хорошая начальная точка для организаторов фестиваля: готовы ли вы работать с ними как команда, чтобы превратить показ фильма в событие (это можно даже трансформировать в сбор для фондов, благотворительное мероприятие). Или вы можете предложить организовать Zoom-событие или живой показ в Украине параллельно с фестивальным показом, чтобы в конце фильма сделать трансляцию, поздороваться со зрителями и т.д.

Заполняя профиль на FilmFreeway, подготовьте лаконичное письмо, где можно упомянуть, что у вас есть команда, готовая работать над организацией события (если фильм выберут), привлечь, например, украинских официальных деятелей или локальных экспертов по теме, которая поднимается в проекте. В любом случае предлагаю сказать, что вы уже связались с ними, даже если это не так, поскольку у фестиваля будет понимание, что вы знаете лучше, кто важен, кто интересен, с кем необходимо связаться — потому что вы из Украины».

Расскажите друзьям про новость