Как исследовать, чего действительно хочет ваша аудитория: гайд по инструментам
05 Мар 2024, 13:58

Как исследовать, чего действительно хочет ваша аудитория: гайд по инструментам

Регулярные исследования целевой аудитории — маст хэв для развития любого продукта или сервиса. Важно не попасть в ловушку мысли, что знаешь все о целевом и понимаешь точки боли и роста продукта или сервиса.

Валентина Родина, Product Marketing Specialist в Uklon, поделилась инструментами исследования аудитории, подводными камнями и как можно значительно улучшить продукт, когда «идешь в поля» и тестируешь его, периодически общаешься с целевой аудиторией.

Инструментов много, и вы должны выбирать в зависимости от предмета вашего исследования. Сегодня расскажу о наиболее распространенных и актуальных.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Customer journey — способ визуализации взаимодействия клиента с продуктом или сервисом.

С помощью него можно увидеть:

  • какие фичи или атрибуты пользовательского опыта важны для вашего пользователя, чтобы в дальнейшем именно их имплементировать в продукт, как его улучшение;
  • какие болевые точки есть у вашего пользователя при прохождении User flow — это точки роста вашего продукта.

Анализ поведения пользователей приложения

Это мониторинг кучи продуктовых и бизнес-метрик и нахождение взаимозависимостей между ними.

Исследования поведенческих паттернов пользователей вашего продукта в зависимости от их сегмента позволяют выявить слабые и сильные стороны продукта, найти инсайты для улучшения функционала или его оптимизации. Кроме того, такой трекинг позволяет легче адаптировать ваш продукт для новых рынков и аудиторий.

Именно так при запуске сервиса в Узбекистане мы по метрикам увидели, что местные водители хуже замечают кнопку «Цепи заказов» — простейший метод взятия заказа в приложении. Это стало причиной изменения UI-отображения этого функционала.

NPS (net promoter score) 

Это фактически основная метрика для измерения лояльности пользователя к сервису. Она отвечает на вопрос «С какой вероятностью от 0 до 10 вы бы порекомендовали сервис или услугу?».

Важно знать не только NPS score, но и анализировать качественные комментарии от пользователей. Так можно понять, какие болевые точки взаимодействия пользователя с сервисом или как определенный функционал вашего продукта воспринимается пользователями. Отзывы следует сгруппировать по категориям, чтобы понимать, где больше проблемных зон. В нашем сервисе это: приложение, тариф, условия сотрудничества.

Например, проводя NPS исследования, мы узнали, что имеем много негативного фидбека от водителей относительно работы службы поддержки. И теперь у нас есть фокус на улучшение именно этого этапа User journey в сервисе.

Количественные и качественные исследования

Интервью с пользователями по поводу функционала, во время которых можно схватить кучу инсайтов, помогают сформировать гипотезы улучшения или развития продукта. Релевантность этих гипотез валидируется в количественных опросах.

Основное правило глубинных интервью — прийти на него с желанием услышать от пользователя его честный фидбек, а не то, что вам хотелось бы услышать о вашем продукте.

Так, во время количественных опросов драйверов Uklon мы увидели, что 50% из них пользуются приложениями конкурентов, а в глубинных интервью узнали, что около 80% драйверов выбирают Uklon прежде всего из-за удобного приложения. То есть глубинные интервью — это больше об инсайтах, количественных опросах — об их подтверждении или опровержении.

Тайный покупатель 

Это формат исследования, когда вы или представители исследовательских агентств пользуются услугой и проходят все этапы клиента. Для нас — это буквально разговоры с водителями во время поездки.

Совершенно не показателен метод исследования, если вы делаете это раз в месяц. Однако, если вы вызываете авто дважды днем и ежедневно общаетесь с вашей целевой, то много раз услышав один и тот же фидбек, можете сформировать гипотезу, что там есть какая-то проблема и направить фокус команды в этом направлении.

Кстати, наши менеджеры, топ-менеджеры и даже основатели компании периодически выполняют заказы как водители. Пассажиры могут даже не догадываться, что водитель их заказа это Head of CRM и COO в Uklon. Полезная практика привлекать членов команды пользоваться максимально продуктом, так что вы можете поставить себя на место пользователя и найти неочевидные решения и интересные инсайты.

Анализ фидбеков ЦА

SMM + Community

Анализируя комментарии пользователей в SMM-каналах, можно сделать обобщенные выводы по поводу их удовлетворенности сотрудничества с продуктом или сервисом. Есть разные инструменты для анализа упоминаний в комментариях, мы используем Youscan и Sprout.

Замечу, фидбеком ЦА может быть и эмоджи-реакция на сообщения бренда. К примеру, в закрытом телеграм-канале для драйверов Uklon, мы четко понимаем, как восприняли водители новость, когда смотрим на оставленные ими эмоджи.

Оценки в сторах

Похожий метод, что и при измерении NPS score. Он позволяет в разрезе дней увидеть как оценивали приложение и за что именно.

Спойлер: оценку 1 пользователи могут ставить не только потому, что испытывают проблемы с функционалом приложения, но и потому, что не довольны, к примеру, условиями сервиса.

Если смотреть на отчет оценок в сторах и комментарии к ретроспективным оценкам, то можно увидеть, что ни одна причина неудовлетворенности ЦА не возникает мгновенно. Обычно «звоночки» о наступлении проблемы видно раньше.

Статистика обращений в службу поддержки

Очень советую вести отчеты обращений в службу поддержки, потому что это лучший источник информации, которая именно сейчас не устраивает ЦА в продукте или сервисе.

Для большей показательности я советую использовать этот инструмент так: из общего количества обращений за определенный период выделяем % обращений на определенную тему и ранжируем, что именно спрашивают по этой теме от наиболее часто упоминаемого. Для понимания масштаба проблемы следует сосчитать % количества обращений, в отношении количества пользователей приложения в этот промежуток времени.

Так можно увидеть тенденцию, с чем именно целевая аудитория имеет больше проблем, в каком временном промежутке и решать их коммуникацией, либо улучшая продукт, либо обоими способами одновременно.

Совет напоследок

Из практики работы нашей команды могу сказать, что очень важно приобщать к исследованиям потребностей аудитории членов команды, работающих с этой аудиторией, давать им возможность напрямую пообщаться с пользователями.

Подобные практики помогают команде не быть в иллюзии того, что все они знают о своей целевой, а также объединяют команду изнутри и помогают находить больше инсайтов для дальнейшего совершенствования продукта и коммуникаций.

Так, к проведению глубинных интервью с водителями весной 2023 года было привлечено большинство специалистов Driver команды в отделе.

Вывод

Из всех инструментов можно найти инсайты, но следует понимать их релевантность и репрезентативность. Поэтому лучше дополнительно проверять выводы исследований полученных одним инструментом, каким-либо другим. К примеру, гипотезы сформированные на глубинных интервью следует доуточнять количественными опросами.

Классно, если ваша аудитория, как наши драйверы, открыто предоставляет обратную связь, так как это облегчает поиск инсайтов и подсвечивает зоны роста. Но если ваша ЦА не такая, попробуйте изменить инструмент или частоту ее исследования.

Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel