Недавно в Telegram появились Stories, копия Instagram Stories, которые первоначально были скопированы из Snapchat. Snapchat теперь имеет Spotlight, подобный Instagram Reels, которые были нагло украдены из TikTok. TikTok вырос из Vine, который был приобретен компанией Х (Twitter в прошлом) и в 2020 году запустил под названием Audio Spaces копию Clubhouse, а в Instagram появился Threads, который считается аналогом X (Twitter).
Вы спросите: Что происходит? Ответ один — борьба за пользователя и неурегулированность этих «краж».
Начнем с того, что без соцсетей уже никуда. Они стали нашей жизнью: работаем, общаемся, развлекаемся, учимся — везде привлекаем их. По последним исследованиям, типичный пользователь интернета трудоспособного возраста сейчас тратит более 2,5 часов в день, пользуясь социальными платформами, что на 2% (+3 минуты) больше, чем в среднем за день было в 2022 году.
Раньше можно было более четко разделить социальные сети по форматам.
Человеческое время — это то, к чему соцсети стремятся больше всего. И чтобы завладеть им, они способны на все, даже на воровство, или, другими словами, «копирование». Раньше можно было четче разделить социальные сети по форматам: Youtube — длинные видео, Instagram — графические изображения, TikTok — короткие видео, X (Twitter) — текстовые сообщения. Сегодня мы видим микс форматов из-за высокой конкуренции соцсетей между собой и стремления удержать пользователей. Итак, пройдемся по причинам подробнее:
Причины краж
- Пользователи
Новыми функциями социальные сети стремятся удержать, удовлетворить и расширить базу пользователей. Предлагая популярные функции, которые любят применять пользователи на других платформах, соцсети тем самым увеличивают время пребывания на собственной платформе и пытаются таким образом привлечь новую аудиторию.
- Остаться актуальными
Включение новых и модных функций помогает соцсетям оставаться актуальными среди конкурентов. К примеру, когда Snapchat представил Stories, которые позволили пользователям делиться временным содержимым, эта функция быстро стала популярной. Поэтому Instagram, Facebook и даже WhatsApp интегрировали схожие функции, чтобы удовлетворить свою аудиторию и избежать потери пользователей в пользу конкурентов.
- Успех других
Когда функция успешна на одной платформе, у нее есть шанс стать популярной и на других платформах. Поэтому владельцы соцсетей не прочь экспериментировать и «воровать», адаптируя функции к своей аудитории.
Невозможно защитить всю идею функции в целом.
Важно заметить, что хотя включение функций с других платформ можно рассматривать как кражу, это обычная практика в индустрии технологий. А эта практика распространена потому, что в юридическом арсенале компаний часто просто нет инструментов для защиты от такого типа мимикрии. Кроме того, платформы, воруя эти функции, обычно добавляют собственные уникальные особенности для улучшения взаимодействия с пользователем, не копируют внешний вид функции и вид визуальных эффектов. Таким образом, создав новую функцию, можно защитить какие-то определенные свойства ее, но невозможно защитить всю идею функции в целом — будь то исчезающие сообщения, короткое видео или живое аудио.
Феномен Stories, в том числе Instagram Stories
Теперь поговорим о функции, которую имеют или уже имели почти все соцсети — Stories. Эта функция — феномен, имеющий огромный успех. Разберемся, почему:
- Эфемерная природа: Stories временные, исчезают через 24 часа. Этот эфемерный аспект создает ощущение срочности и FOMO (синдром упущенных возможностей) среди пользователей, поощряя их регулярно проверять контент, чтобы ничего не пропустить.
- Повседневный и аутентичный контент: Stories позволяют пользователям делиться непринужденными, неотшлифованными и настоящими моментами своей жизни. По сравнению с обычными публикациями этот формат контента выглядит менее наигранным и идеальным, поэтому пользователям легче делиться ежедневными моментами, не ощущая давления создавать совершенный контент.
- Высокая вовлеченность пользователя: Такие функции, как опрос, вопросы и ссылки делают контент интерактивным, поощряя пользователей взаимодействовать со Stories, тем самым повышая общую вовлеченность платформы.
- Алгоритмический приоритет: многие платформы социальных медиа, включая Instagram, имеют алгоритмы, определяющие приоритетность Stories в лентах пользователей. Это означает, что истории часто заметно отображаются в верхней части программы, что делает их более видимыми и доступными для пользователей.
- Метод Storytelling: формат Stories хорошо подходит для повествования, позволяя пользователям и компаниям использовать метод storytelling и передавать информацию или рекламу последовательным образом. Эта возможность рассказа делает истории привлекательными для зрителей.
- Перекрестное размещение и интеграция: Instagram позволяет пользователям легко перекрестно публиковать Stories на Facebook и других платформах, расширяя их охват и увеличивая привлечение в разных каналах социальных сетей.
- Акцент на конфиденциальности и контроле: В Instagram Stories уделяется большое внимание конфиденциальности и контролю. Пользователи могут ограничить свои истории для выбранной группы подписчиков с помощью функции «Близкие друзья». Кроме того, истории автоматически исчезают через 24 часа, уменьшая страх перед постоянным общедоступным содержимым. Эта контролируемая среда обмена поощряет пользователей высказываться свободнее, не опасаясь осуждения или последствий. Хотя никто не отменял запись экрана 😄 и по блогерским кейсам видим, что осуждение будет.
- Возможности для бизнеса и бренда: Instagram Stories стали важнейшим инструментом для компаний и брендов в коммуникации со своей целевой аудиторией. Эта функция позволяет компаниям демонстрировать продукты, проводить рекламные кампании и общаться с клиентами в более дружеской атмосфере. Используя интерактивные элементы, например, ссылки для пролистывания вверх и кнопки с призывом к действию, бренды могут привлекать трафик на свои веб-сайты или целевые страницы и измерять эффективность своих маркетинговых усилий.
Подытоживая, Instagram Stories изменили то, как мы делимся и общаемся в социальных сетях. Они дали нам возможность выражать свою аутентичность и строить более крепкие связи со своей аудиторией. От личных моментов до бизнес-рекламы, Stories стали неотделимой частью Instagram, создавая сообщество, где преуспевают креативность, storytelling и привлечение.
Не таро, но кое-что предусмотреть возможно
Все уже точно слышали о Threads, а некоторые даже попытались там поискать свою нишу. Эта соцсеть стала самой быстрорастущей онлайн-платформой в истории (за пять дней к ней присоединилось более 100 миллионов пользователей). Круто, правда? Чувствуется, что все залетело. Однако сейчас у Threads наблюдается снижение количества ежедневных активных пользователей почти на 70% с момента своего пика 7 июля, что тормозит его взрывной запуск. А это уже не круто! Мое личное мнение, что Threads в том формате, что сейчас, не имеет шансов на длительный успех и очень скоро окажется в компании Clubhouse.
Текстовые сообщения в TikTok должны залететь.
24 июля 2023 года в TikTok появляется возможность создавать текстовые публикации. Привет, X (Twitter)☺️ Хотя TikTok — это больше о видеоформате, в то же самое время – это платформа экспериментов, и при правильном подходе и обстоятельствах каждый найдет свой формат, нишу и ЦА. Поэтому мое личное мнение, что текстовые сообщения в TikTok должны залететь, потому что там уже есть что-то похожее — это миллионные аккаунты с цитатами.
Что же нового дальше? Это новостные каналы в WhatsApp. Не верю в их широкую популярность именно в Украине, возможно, в других странах — да, но у нас нет. Аргументирую — у нас уже есть Viber и Telegram со своими аудиториями и огромным и удобным функционалом, поэтому WhatsApp может стать площадкой для какой-то нишевой аудитории. Далее, WhatsApp не так популярен для личного общения, больше для рабочей переписки.
На что я ставлю, так это на Stories в Telegram, но как только они станут доступными для всех, а не только Premium пользователям. В Instagram вы контролируете свою Story ленту, а в Telegram — нет, потому что у вас сотни контактов, как близких, так и не очень, и последние не знают ничего о вас, а вы о них. Поэтому предполагаю, что благодаря этим Stories построится куча новых социальных связей.
Stories в Telegram — это шанс для каждого стать микроинфлюенсером.
Далее, Stories в Telegram — это шанс для каждого стать микроинфлюенсером. Ведь будет дана площадка, дана активная живая ЦА и дано не переполненное инфопространство.
Но интереснее вопрос, как бренды и новостные паблики будут использовать этот формат? Думаю, что выстроится какой-то свой уникальный формат коммуникации, который будет присущ только Stories в Telegram.
Подытожим
Именно пользователи решают, какая функция залетит и как долго будет жить.
«Кража» функций — это не о «плагиате» и «неоригинальности», а о динамическом характере цифрового ландшафта и удовольствии пользователя. Ведь именно пользователи решают, какая функция залетит и как долго жить будет.
Поскольку время, которое люди проводят в интернете, увеличивается, то можем ожидать, что эта тенденция сохранится и приведет к непрерывному циклу подражания соцсетям друг друга. Что-то подобное, как в первом абзаце этой статьи, но мимикрии еще в большей степени.