Павел Мусин: «[squád] — это не обычная коммерческая продакшн студия»
19 Июл 2023, 13:51

Павел Мусин: «[squád] — это не обычная коммерческая продакшн студия»

Не закрыться во время войны и выжить казалось почти непосильной задачей для многих украинских продакшнов в первые месяцы полномасштабной войны. Павел Мусин, в то время еще руководитель одного продакшна NEBO (N380), с первых дней вторжения вместе с командой активно создавали таргетированный контент и видеоролики с целью достучаться до русскоязычной и англоязычной аудитории и остановить войну. Конечно же, все проекты NEBO тогда моментально встали на паузу.

Однако, несмотря на все препятствия, в 2023 году Павел полностью пересмотрел бизнес-модель и решил открыть вторую продакшн студию [squád] с новой философией и свежим видением рынка. В эксклюзивном интервью для MMR Павел Мусин, основатель и руководитель двух продакшн студий — [squád] и NEBO (N380) — рассказал об открытии двух офисов [squád] в Киеве и Барселоне, разнице в бизнес-моделях продакшнов, отличиях украинского и европейского рынков, а также сотрудничестве с Netflix.

В 2023 году вы открыли новую продакшн-студию [squád] с офисами в Киеве и Барселоне. Расскажите, что вас подтолкнуло к его созданию?

На самом деле все достаточно просто. До начала полномасштабной войны у нас была студия в Киеве и Украина была основным рынком. Сейчас украинский рынок очень просел — да, он набирает обороты и восстанавливается, но количество клиентов, готовых тратить деньги на рекламу, значительно уменьшилось. Для примера возьмем одного нашего постоянного клиента, который ранее заказывал в год около 20-25 различных рекламных проектов. Сейчас это количество уменьшилось до трех. Работать во время войны очень непросто, и многие вещи требуют определенных решений. Не всегда обычных.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Одним из таких решений было изменить бизнес-модель в нашем продакшне NEBO (N380). Мы полностью перешли на удаленную работу, сделали ставку на повышение качества и тем самым снизили количество проектов. Иными словами, проекты стали более масштабными. У этого решения есть свои плюсы и минусы. Один из существенных минусов — очень сложная система расчета проектов и невозможность реализовать кейсы средней ценой менее 35 000$. Они просто становятся нерентабельными.

Именно сложившаяся ситуация побудила к созданию совершенно новой продакш студии [squád]. У студии своя философия, цели и пути развития, более упрощенная бизнес-модель и, как результат, на текущий момент у нас уже есть успешно реализованные кейсы и достаточно большое количество коммуникаций с клиентами по поводу будущих проектов.

Как вы разграничиваете специализацию / клиентов продакшнов NEBO и [squád]?

По сути, рынки одинаковы как в NEBO, так и в [squád]: Украина, Европа, Канада и Арабские страны. Немного США, но там предстоит еще много работы, чтобы полноценно работать на этом рынке. С открытием [squád] мы разделили работу на VFX (visual effects — Прим.ред.) и съемки + VFX.

[squád] не занимается съемками и организацией съемочного процесса. Основная специализация студии — Full CG (computer graphics — Прим.ред.) проекты и постобработка. А NEBO работает с большими рекламными проектами, ориентирована на съемку и последующая обработка отснятого материала.

Второй момент — это сами клиенты. Существует множество компаний, которые сами еще не понимают о том, насколько нуждаются в рекламе. Но при этом компании потенциально в будущем будут создавать обширные рекламы. И таким клиентам [squád] может предлагать более лояльные (акционные) предложения с целью дальнейшего сотрудничества на постоянной основе. Но этот путь еще предстоит пройти и некоторое время предоставлять клиентам доступную для них цену ниже рыночной. Это и есть одна из причин создания [squád].

Конечно, при таких акционных предложениях есть свои нюансы. Делая проекты по очень лояльным ценам, мы оставляем за собой право соглашаться только на интересующие нас с точки зрения творчества. И да, такую рекламу мы сделаем, и она будет зрительно выглядеть в два-три раза дороже, чем она есть. Потому что для нас это также демонстрация наших возможностей.

[squád] может предлагать более лояльные (акционные) предложения для дальнейшего сотрудничества на постоянной основе.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

С каким трудом вы столкнулись во время открытия [squád]?

К счастью, у нас большой опыт в этой сфере и за плечами успешные проекты. Один из них — это NEBO. Поэтому мы еще до создания продакшн студии прекрасно понимали, на что нужно обратить внимание. В этом плане нам повезло с хорошо подготовленным менеджментом, поэтому мы смогли быстро и легко настроить процессы и не допустить предыдущих ошибок.

Из трудностей одно — поиск новых клиентов. Это всегда не просто. Ты не можешь идти по городу и заходить в каждый брендовый магазин. Тебе нужно постоянно искать пути коммуникации. Открывать новые, настраивать имеющиеся и быть в постоянном контакте. Наша сфера безумно интересна, но и от этого невероятно сложная.

Также большая ошибка — считать, что для открытия студии не нужны деньги, и достаточно просто уметь работать в программах. Это не так. Каждый день в продакшне проходит очень много теневых процессов, которые никто не видит, и только настроив все как часовой механизм, вы можете рассчитывать на результат. И, конечно же, деньги: элементарно существует множество системных клиентов, которые не могут вам заплатить по привычной схеме (предоплата/постоплата). У многих есть постплаты в 45-90 дней и, не имея ресурсов, вы будете не в состоянии просто реализовать проект в таких непростых финансовых условиях. Также множество платных подписок, оплата лицензий, налогов, зарплат — это все ложится на плечи владельца компании.

Большая ошибка — считать, что для открытия студии не нужны деньги, и достаточно просто уметь работать в программах.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Как вы искали специалистов для новой продакшн студии? 

На самом деле с этим проблем не было, студия популярна в CG комьюнити, поэтому многие желающие специалисты каждый день нам присылают свои резюме. Но здесь стоит упомянуть, что [squád] — это не обычная коммерческая студия. Мы вложили в философию компании один очень важный элемент. В самой студии мы проводим обучение специалистов разных профилей, вкладываем в них свое видение и также оплачиваем обучение по повышению квалификации. Наши партнеры из Мастерской Исаева постоянно совершенствуют свои курсы по обучению и тем самым помогают нам выращивать специалистов топ-уровня. Еще до официального релиза мы собрали более 40 портфолио и провели собеседование. В итоге отобрали 6 потенциально очень талантливых артистов.

Принцип работы [squád] — это опытные специалисты, супервизоры, арт-директоры, режиссеры, менеджмент и молодая кровь. Этот симбиоз дает очень ошеломляющий результат. Молодых специалистов часто просто не замечают и порой не прислушиваются к их мнению. У нас все происходит по-другому! Начиная с логотипа, брендбука, сайта и промо, мы слушали мнение каждого, и часто звучали очень грамотные интересные решения.

В студии мы проводим обучение специалистов разных профилей, вкладываем в них свое видение и также оплачиваем обучение по повышению квалификации.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Есть ли уже в портфолио большие клиенты? Назовите несколько ваших любимых проектов.

За небольшое время жизни студии у нас появилось несколько очень достойных проектов. Недавно мы закончили проект с нашим клиентом — компанией Atlas. Это был большой проект, включающий в себя одно большое промо и 4 коротких. В большом ролике мы раскрывали характеристики нового контрольного пульта и показывали, в каких условиях его можно использовать. Было 6 локаций: Марс, космос, зона боевых действий, спасательная операция в горах, ночной город и черная студия. Многие удивлялись, как такой сложный рекламный продукт можно было так интересно преподнести. В прошлом месяце была презентация продукта в Париже на выставке авиации. Компания Atlas представила беспилотные дроны, беспилотные самолеты и пульт ATLAS ULTRA, для которого, собственно, мы и создавали рекламу.

Также мы успели сделать большой проект, к сожалению, показать пока его не можем, но несколько слов расскажу. Это был большой проект — реклама известного футболиста, обладателя кубка Африканских наций и Лиги чемпионов. В проекте участвовало более 30 человек из 7 часовых поясов. А сами съемки проходили в Дубае. Наибольшая сложность заключалась в том, что необходимо было готовить проект, не находясь на локации, но мы справились. В итоге у нас получился невероятный ролик, которым могут гордиться наша студия и все члены команды.

Из крупных клиентов могу назвать общих клиентов продакшнов NEBO и [squád]: Amazon, Atlas, Хiaomi, Steko, Wargaming, Amdocs, Lidl, VBET, Netflix.

Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с Netflix.

Это произошло прошлой осенью, по счастливой случайности у нас в работе оказалось сразу два проекта для платформы Netflix. К тому же зашли они с разницей в две недели. Мне позвонили по телефону партнеры и предложили с ними в коллаборации принять участие в проекте. Все вопросы о проекте стали второстепенными после того, как я услышал, о чем документальный фильм.

Это были документальные фильмы о войне на Украине. Один был о первых месяцах войны, а второй — о войне в киберпространстве. Конечно, мы согласились. Занимались графикой и картами, иллюстрирующими эти события. Для нас эти проекты были важны с точки зрения того, что мы понимали значимость этих фильмов. Ну и, конечно же, это был потрясающий опыт работы с Netflix.

Чем отличается украинский рынок продакшна от европейского? Поделитесь существенными отличиями, на ваш взгляд.

По большому счету, все бренды, с которыми мы работаем в Европе, имеют свои представительства в Украине. Именно с украинскими отделами нам еще не удалось поработать, но всему свое время. Основное отличие — это, конечно же, ментальность. То, что важно для нас, очень часто не является основным акцентом для европейцев. Конечно, перед началом работы с клиентом необходимо изучить рынок и понять, на что он ориентирован. К примеру, у нас был клиент из Бразилии, и мы обратили внимание на то, что во всех рекламах они делают основной акцент на цвет и орнаменты. Как бы нам не хотелось вложить свой смысл и свои методы и акценты, в этом регионе они бы не имели успеха. Поэтому когда мы делали предложение и презентацию, тоже учли этот важный момент.

То, что важно для нас, очень часто не является основным акцентом для европейцев.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Второй важный момент связан с документацией и контрактами. Например, немцы не работают с компаниями, не зарегистрированными в Германии, поскольку они высоко ценят тот факт, что налоги должны уплачиваться в их стране. Аргентина и Бразилия защищает своих внутренних производителей величиной налога: для местных компаний это 5%, для иностранных — 30-40%. И, конечно, это тоже необходимо учитывать при составлении сметы, поскольку ваше предложение может оказаться абсолютно неконкурентоспособным. Испанцы не спешат принимать решения, и к этому тоже следует привыкнуть — они могут неделями думать над вопросами, которые уже, казалось бы, давно решены. Британцы работают по почасовой оплате и стоимости человеко-часов. Это было для нас самым сложным, потому что мы считаем стоимость проекта под ключ, а не потраченное время на его создание. Необходимо рассчитать предполагаемый срок работ, разделенный на предполагаемую стоимость. Для простого объяснения приведу пример: вы заказываете такси, но платите не за стоимость проезда, а за время, которое вы потратили на дорогу.

Очень много нюансов, и к очень многим факторам нужно подстраиваться, но безвыходных ситуаций нет.

Почему потенциальный клиент должен выбрать именно ваш продакшн? В чем ваши конкурентные преимущества?

Эта тема действительно очень философская. Нет какого-то однозначного ответа, к тому же у многих конкурентов совершенно разные подходы к этому вопросу. Сказать, почему клиент выбрал на этот раз нас, а в следующий кого-то другого, я не могу. Ведь не всегда фактор цены является решающим, а у некоторых качество стоит не на первом месте. Здесь все зависит от конкретного кейса.

Но, по моему мнению, наше преимущество все же в качестве работы и цене. Мы не самый дешевый продакшн — это факт. Но качество работы и уровень подхода, и, конечно, как итог, результат относительно цены, которую мы берем за это, — она, без сомнения, ниже конкурентов. Я не говорю сейчас о рынке фрилансеров и начинающих студий, потому что это совсем другое. На тендере мы дали практически себестоимость производства проекта и проиграли, потому что появились новички, которые предложили реализовать проект за 0 грн — конечно, мы бы бесплатно не работали.

Но кроме цены и качества, я бы выделил еще один момент. Это сервис, который мы предоставляем клиенту во время проекта и после его окончания. Наши клиенты могут задать абсолютно любой вопрос и получат на него ответ на человеческом языке, мы всегда на связи, клиент, работая с нами, не занимается проектом, потому что уровень отчетности и сопровождения на самом высоком уровне.

Многие клиенты ошибаются и считают, что студии будут из них выкручивать все до последней копейки — это миф. Мы, напротив, заинтересованы в том, чтобы клиент получил экспертную оценку, и мы смогли оптимизировать затраты, это наша работа. Неоднократно мы помогаем и рекомендуем, что можно изменить, чтобы стало дешевле. Так, например, количество кадров в секунду 25 или 30, не все понимают разницу и почему расходы на рендер увеличиваются, и мы объясняем это. Или, например, клиент просит сделать в 4к, но в то же время площадка размещения — ТВ, фактически он в 2-2,5 раза переплачивает за качество, которое в итоге не получит, смотря свою рекламу по ТВ.

Сервис — это, в частности, постобслуживание проекта и рекомендации по размещению. Неоднократно клиенты обращаются с просьбой что-либо заменить в рекламе уже после релиза. Поэтому мы храним на облаке проекты более двух лет, прежде чем их удалить. А еще мы для клиентов собираем файлы на жесткие диски и в случае если клиент пожелает с кем-то другим работать, мы в течение недели отдаем все исходные материалы, чтобы они смогли без проблем продолжить работу.

В заключении:

  • Цена (относительно рынка невысокая);
  • Качество (каждый проект для нас особенный, и мы его доводим до эталона);
  • Сервис (клиент получает полное обслуживание во время и после проекта);
  • Клиентоориентированность.
Мы заинтересованы в том, чтобы клиент получил экспертную оценку и мы смогли оптимизировать затраты, это наша работа.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Как рынку продакшна эффективно работать в Украине во время войны? Ваш топ советов.

В целом любому бизнесу сейчас сложно настроить процессы, очень много ограничительных факторов. Но важно понимать, что рынок начинает оживать и соответственно будут расти обороты. Как в целом рекламной отрасли, так и отдельно взятой компании.

Поэтому важно уже готовить почву для дальнейшего развития, искать новых клиентов, помогать развиваться — от успешности сотрудничества напрямую зависит, как часто клиент будет пользоваться вашими услугами.

С точки зрения именно рекомендаций советую вкладывать в будущее, в своих сотрудников, инвестировать в продвижение компании. Продакшн— это люди! Делать больше социально полезных проектов на развитие Украины.

Уделить внимание европейским рынкам, все же там выше цены, а европейские команды не всегда могут конкурировать по параметру качества с украинцами, мы ментально более трудолюбивые и напористые…

Ну и вообще каждому украинскому приближать нашу победу всеми способами и возможностями! После войны экономический рост Украины пойдет только вверх!

От успешности сотрудничества напрямую зависит, как часто клиент будет пользоваться вашими услугами.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Расскажите друзьям про новость