Обычно сентябрь — это старт нового бизнес-сезона. Он сопровождается активными коммуникациями компаний, усиленной работой на рынке, ребрендингом, свежими идеями, нетворками и бизнес-событиями. С войной главной задачей для большинства украинского бизнеса стало не развитие, а выживание, сохранение и адаптация к войне.
Агентство публичных коммуникаций Perfect PR собрало основные моменты, на которые следует обратить внимание в коммуникациях в новом бизнес-сезоне и после шести месяцев войны:
1. Говорите о помощи. Это не надоедает, а мотивирует
Помощь с начала войны стала не просто частью контента, а частью жизни сознательных украинцев. Поэтому компаниям, решившим меньше коммуникировать о ней или не делавшим этого до сих пор, стоит пересмотреть свое решение.
По исследованию «Бренд-активизм» от Gradus, 44% опрошенных предпочитают бренды, которые помогают ВСУ, еще 34% — волонтеры и помогающие детям. Правило «не показал — не сделал» в публичной среде действует по отношению к благотворительности в полной мере. Дело не в том, что вы упускаете шанс, чтобы показать свою помощь, а в трендах, примере и поощрении других также приобщиться к поддержке тех, кто в этом нуждается.
Волонтерить, отдавать часть заработка на благотворительность, помощь ВСУ — это норма и обязанность.
2. Лучшее время, чтобы начать вести коммуникации на украинском — сейчас и всегда
На сегодня не все бренды перешли на украинский. Поэтому рекомендация дальше для тех, кто до сих пор этого не сделал. Речь идет не только о законодательстве (напомним, что с 16 июля в Украине заработали штрафы за нарушение языкового закона), но и о сознательной позиции бизнеса.
Ситуация в стране стала катализатором массового перехода на украинский язык. Исследования рынка показывают, что для потребителей язык коммуникаций бренда важен. Уход от коммуникаций на русском языке — это твердое и сознательное решение. Для него не стоит ждать удачного момента, а просто сделать, потому что язык — это неотделимая часть идентичности украинцев и украинского бизнеса.
После перехода на коммуникации на государственном сознательная аудитория полюбит вас еще больше. Главное, чтобы идеи месседжей бренда оставались такими же и были сформированы с любовью.
3. Люди важны. Акцент на внутренних коммуникациях
За более чем полгода войны большинство компаний уже построили для своих сотрудников комфортную модель работы. Кто-то работает из дома, офиса или находится за границей. Какую бы модель ни выбрала ваша компания, не забывайте вести и подстраивать внутренние коммуникации под нее.
Важно продолжать беспокоиться о своих работниках не меньше, чем в первые месяцы войны. Быть с ними в постоянном контакте, интересоваться состоянием дел. Старайтесь поддерживать с вашим штатом доверчивые и открытые взаимоотношения, это отразится на результатах работы и вашем понимании друг друга.
Позаботьтесь о корпоративных курсах первой медицинской помощи, а если позволяют ресурсы — штатному психологу или в программе психологической поддержки сотрудников. Помните, что безопасность и психологическое состояние ваших работников остаются на первом месте.
4. Стоит ли сегодня вкладывать деньги в рекламной кампании?
Многие бренды сейчас с осторожностью относятся к запуску рекламных кампаний, чтобы не получить негатив от аудитории. Дескать, вы вкладываете деньги в рекламу, а не помогаете тем, кто вас защищает сегодня. Однако продвигать собственный продукт — это нормально и даже правильно. Главное, каким образом вы это делаете. Слишком яркие или масштабные кампании действительно могут выглядеть некстати. Поэтому уделите больше времени разработке концепции, привлеките фокус-группу.
Некоторые бренды в этом случае находят выход в патриотической рекламной кампании или акцентируют помощь армии. Почему так не следует делать? Все прекрасно понимают, что в любом бизнесе главными являются финансовые цели. Поэтому, когда вы пытаетесь убедить своего покупателя в том, что работаете только для поддержки армии или страны, это может выглядеть лицемерно. Возможность помогать и поддерживать — это, конечно, одни из веских причин ведения бизнеса, но согласитесь — не главные.
Патриотизм — это продолжение деятельности на украинском рынке, выплата зарплат, уплата налогов, развитие отрасли и поддержка экономики Украины. В любых коммуникациях будьте искренними до конца. Упоминание о помощи может быть в рекламной кампании, однако в центре все же должна быть идея, концепция и продукт или услуга.
5. Смелость — запускать что-то новое
Когда кто-то говорит, что сейчас не время для новинок, мы отвечаем: когда как не сейчас. Работать, разрабатывать, двигать вперед отрасль и страну, вносить свою долю в развитие экономики и, конечно, донатить на ВСУ.
Украинский бизнес показывает не только способность к выживанию, но и к развитию в сверхсложных условиях. Разработка и коммуникация нового продукта, услуги, разработки, идеи — все это заслуживает уважения и еще раз доказывает смелость украинского бизнеса.