Будущее печатных СМИ: тиражи падают, интернет-редакции растут
С момента своего появления газеты не теряли актуальности. Можно вспомнить слова Остапа Бендера, который считал, что людей, не читающих газеты, надо морально убивать на месте. Герой «12 стульев» изрядно удивился бы, окажись он в наши дни в самом читающем метрополитене мира — Московском. И дело не в том, что сегодня прессу стали читать больше или меньше, просто существенно изменился ее формат.
Если раньше люди пропускали свои остановки, уткнувшись в развороты газет и журналов, то сегодня мы все чаще начинаем поездку на работу или учебу с чтения изданий на наших смартфонах, планшетных компьютерах и прочих технических устройствах цифровой эпохи.
Видимое сокращение числа печатных изданий в руках читающих демонстрирует переориентацию рынка прессы. Одной из главных тенденций на западном рынке периодической печати становится полный отказ от бумажного формата газет и журналов или по крайней мере их дополнение
В то же время не все так очевидно в глобальном масштабе. В Африке, на Ближнем Востоке и, в первую очередь, в Азии наблюдается настоящий газетный бум. Активный уход прессы в Интернет на Западе не смог повлиять на то, что общемировой тираж печатных газет в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 1,1%, до 512 млн экземпляров. С 2007 г. по 2011 г. этот показатель увеличился еще существеннее — на 4,2%.
Newsweek встретит юбилей «в цифре»
В середине октября 2012 г. американский еженедельник Newsweek — одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий — объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013 г. и переходе на цифровой формат. Современные экономические реалии не оставили руководству журнала иных вариантов. В 2012 г. Newsweek накопил долгов на 50 млн долл., убытки еженедельника составляли около 40 млн долл. в год, а его тираж за последние десять лет сократился более чем в два раза — до 1,5 млн экземпляров.
По словам главного редактора еженедельника Тины Браун, переориентация Newsweek на
И все же желание следовать современным тенденциям вряд ли убережет Newsweek от трудностей на рынке
Полный отказ Newsweek от бумажного формата ожидался на протяжении последних лет.
Newsweek был основан в
Печатные издания Запада «проседают» под давлением Интернета
Newsweek — далеко не первый американский журнал, отказавшийся от выпуска бумажной версии. В ноябре 2010 г. третий по популярности в США
Переориентация Newsweek и
Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране — The Guardian, всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Руководство уже пообещало сократить штат сотрудников изданий на 100–650 человек, приняло решение отказаться от ряда публикуемых дополнений к газете и журналу, а также занялось вопросом оптимизации печатных площадей. Причиной этого опять стали убытки от бумажных версий: в год Guardian News & Media теряет около 44 млн фунтов стерлингов. Эксперты ожидают, что доля выручки британских газет от
Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию, на территории которой в XV в. как раз и было изобретено книгопечатание. В ноябре 2012 г. о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, в декабре прошлого года закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет активное вторжение Интернета во все сферы жизни. В частности, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на «неповоротливость» печатных газет и журналов в новых условиях, объясняя ее неизменными затратами на продвижение и распространение «реальной» продукции. Более того, опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации.
Французская печатная пресса также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием современных технологий. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны — Liberation — сократился больше чем на 25%, до 139 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа — La Tribune — в январе 2012 г. сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны — Le Monde — также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев. Покупка газеты Александром Пугачевым, сыном российского предпринимателя Сергея Пугачева, и прекращение распространения ее в бумажном варианте не повлияли на решение французского суда о признании France Soir банкротом. Сегодня для покрытия задолженности перед кредиторами газета распродает свои активы с аукциона, включая мебель и редакционные компьютеры.
Развивающиеся страны верны бумаге
В отличие от передовых стран Запада, развивающиеся страны
Индийский рынок печатной прессы за последние несколько лет превратился в самый быстрорастущий в мире. В
Газетный бум в стране стал следствием увеличения уровня грамотности индийского населения, который за последние десять лет вырос почти на 10% и сегодня составляет около 75%. Газета же в новых условиях, по словам одного из местных редакторов, создает вокруг себя некую ауру уважения. «Как только человек в Индии становится грамотным, он сразу же покупает газету. Этот „элитный“ товар оказывается в руках даже до приобретения телефона», — отмечает он. Кроме того, в Индии значительного влияния пока не имеет Интернет. На сегодняшний день регулярно Сетью пользуются всего около 10% индийцев.
Эти же факторы определяют резкое увеличение рынка печатной прессы в Китае. При этом дополнительным стимулом к его развитию, кроме экономического роста, урбанизации и изменения уровня грамотности, стала коммерциализация печатной медиаиндустрии в начале
Вместе с индийским и китайским рынками печатных изданий одним из самых динамично развивающихся в мире является российский. В частности, в 2011 г. объем рынка подписки на печатные СМИ в стране относительно уровня 2010 г. вырос на 0,45 млрд руб., до 22,9 млрд руб. Кроме того, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в прессе в 2012 г. составил 41,2 млрд руб., что на 2% больше, чем годом ранее. Общий же тираж печатных СМИ в нашей стране с 2010 г. по 2012 г., по оценке председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, сократился на 300 млн экземпляров, до 2,8 млрд копий. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, поскольку четверть исчезнувших газет и журналов, по словам представителя АРПП, были издательским «мусором», то есть нерыночными СМИ, выходившими из политических, амбициозных или корпоративных соображений.
Российский рынок прессы очень молодой, поэтому сохраняет прочные запасы ресурсов для своего роста и развития. Более того, прочность позиций печатных изданий в нашей стране определяют недостаточный уровень информационной грамотности жителей России, различная степень доступности Интернета в регионах, а также низкая покупательная способность населения, заметно уступающая даже среднеевропейским показателям.
Косвенно об удержании российскими печатными СМИ своих позиций свидетельствует и то, что сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. В связи с этим сомнения экспертов и участников рынка в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями вполне обоснованны. За редким исключением
Пациент скорее жив, чем мертв
Несмотря на стремительно меняющиеся реалии, печатные газеты
Однако никто не станет отрицать объективные тенденции века новых технологий, которые ставят перед прессой испытания, ранее ей не знакомые. Северная Америка и Западная Европа — характерные тому примеры. Заместитель руководителя