Украинские покупатели устали бояться. Исследование
18 Янв 2022, 09:55

Украинские покупатели устали бояться. Исследование

“Маркетологи, действуйте”, — хочется сказать, глядя на результаты исследований.  Украинцы отказываются от приобретенной в 2020 году привычки жестко экономить, они готовы тратить опять. Хотя уровень ощущаемого стресса остается стабильно высоким, он превращается в фон. Самое значимое событие года? Концентрация российских войск на границе с Украиной. Новость, которая запомнилась  больше всего в декабре? Военный учет для женщин. Хотя страх бедности остается на топе (его испытывают 38%), его сила притупляется, люди эскапируют в виртуальные миры и в повседневные покупки. (Тут и дальше источник данных — результаты опросов в мобильной панели Gradus, если не указано другого.) 

Особенно — в онлайн-покупки. Цифровая трансформация разворачивается стремительно не только у бизнеса. В совокупности 89% городских жителей, пользующихся интернетом, покупают онлайн. Можно утверждать, что барьер недоверия к онлайн-шопингу преодолен, инфраструктура для обработки заказов, получения и возврата товара создана. Единственная пока не так охваченная интернет-покупками категория — это продукты питания (всего 16% покупают их онлайн, хотя почти половина (7%) утверждают, что в 2021 стали покупать еду в интернете чаще). Больше всего в интернете приобретают одежду/обувь (42%), гаджеты, компьютеры и аксессуары к ним (34%), средства гигиены и ухода (31%), косметику и парфюмерию (30%) и мелкую бытовую технику (30%).

Хотя включенный в начале пандемии режим экономии останется с нами и в 2022, потребление активизируется. Причем возрастная группа 55-64 покупает не менее активно, чем люди 18-54 лет. Согласно данным Госстатистики, средняя зарплата за год выросла на 19,2% (ноябрь 2021-ноябрь 2020) и каждый месяц динамика положительна, люди ощущают, что денег в руках становится больше. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Но цены и коммунальные тарифы растут тоже. Инфляция на потребительском рынке с начала года до ноября 2021 – 9,4%, прогноз на следующий год — примерно такой же (если не прилетят черные лебеди в виде скачка цен на энергоносители или полномасштабного вторжения). Есть товары, в том числе “социально значимые”, которые подорожали существенно (например, яйца на 54%, масло — на 35%, сахар — на 34%, это данные исследования сервиса доставки продуктов Zakaz.ua).

С этим связано два потребительских тренда.

Произошедший в прошлом году отказ от импульсных покупок продолжится, тем более, что чаще такие покупки делались в офлайн-магазинах. Будет больше стремления оптимизировать бюджет и покупать более рационально, “по списку”

Если раньше разумное потребление было скорее необходимостью, на “транжирство” не хватало денег, то сейчас покупать рационально вошло в привычку. Также украинцы стараются сокращать объемы и количество купленного, 30% отказались от дорогих брендов, отдавая предпочтение товарам локального производства. В общем, слом инерции потребления продолжается, открывая возможности для маркетинга. Например, в последнюю “черную пятницу” мы увидели, что украинцы уже не так интересуются техникой, как в предыдущие года, зато на несколько позиций поднялись категории “канцелярия”, “книги” и “декор для дома”. Узнайте, что хочет покупатель, какие у него страхи и стремления, что ему важно, как его привлечь, и — действуйте. 

После исследования социальных настроений к 30-летию независимости мы сформулировали такое определение украинцев: нация уставших оптимистов. Несмотря на регулярные социальные кризисы, наше общество продолжает верить, что все будет хорошо, не у нас, так у наших детей. Украинцы способны адаптироваться, наверное, к чему угодно, и ничто не может убить нашу национальную жизненную силу. 9% наших соотечественников пустили накопленные во время карантинных ограничений деньги на свое дело. 60% респондентов хотят, чтобы у их детей был собственный бизнес. Патернализм стареет и остается в прошлом. 

Уставшие оптимисты продолжают работать, верить, мечтать. И в силах маркетологов создать для них бренд-опыт, дающий им ощущение полноты жизни.

В исследованиях Gradus принимали участие от 1000 совершеннолетних граждан Украины, заполняющих анкеты в мобильном приложении Gradus. Онлайн-панель Gradus является репрезентативной, отражает структуру населения городов Украины с количеством жителей более 50 тысяч, в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону. Топ-темы по медийным охватам отобраны группой Corestone, которая специализируется на анализе медиа. 

Расскажите друзьям про новость