Горящий Костел, авторитетность партнера, эмпатия: искусство фандрейзинга по-украински
16 Сен 2021, 14:27
PR

Горящий Костел, авторитетность партнера, эмпатия: искусство фандрейзинга по-украински

Пожар в Костеле Святого Николая в Киеве 3 сентября всколыхнул общественность и бизнес-истеблишмент. События, произошедшие чуть позже, имеют шанс войти в историю отечественной КСО-практики. Основатель Rozetka Владислав Чечеткин на своей странице в Facebook заявил, что выделяет 1 млн грн для восстановления Костела и призвал других объединить усилия. Более 25 млн собрал бизнес за сутки. Станет ли этот кейс показательным и основой подобного взаимодействия между бизнесом и государством?

MMR обсудил качественный фандрейзинг с теми, кто выделил средства на восстановление Костела — Аленой Шевцовой, акционером IBOX BANK, CEO fintech-компании LeoGaming (компания выделила 1,7 млн грн), Ниной Мищенко, директором по развитию экосистем и стратегических коммуникаций SAGA Development (компания выделила 1 млн грн), Юлией Чудновец, PR-директором группы компаний Эпицентр (компания выделила 1 млн грн).

Само понятие «фандрейзинг» возникло в США, и в первоначальном смысле означает привлечение внешних ресурсов для реализации различных задач или проектов. В мире существует даже отдельная профессия — фандрейзер — человек, который ищет ресурсы. Фандрейзинговые кампании могут быть как материальными, так и нет, но в любом случае максимально прозрачными. В фандрейзинге, как и в любом социальном проекте, важна креативность, эмоция и понимание конечной цели сбора средств.

Алена Шевцова
акционер IBOX BANK,
CEO fintech-компании LeoGaming
Вы не сможете убедить никого, если не верите в проект и не сопереживаете ему лично.

Алена Шевцова говорит о том, что «в каждой сфере есть свои особенности, однако едва ли не главным общим поинтом будет четкое понимание, как собранные деньги смогут помочь людям. Общая идея, которая проходит через каждый абзац и каждый аргумент. Идея эта обязательно должна вызывать эмпатию: не только у потенциальных доноров фандрейзинговой кампании, но также у тех, кто ею занимается. Вы не сможете убедить никого, если не верите в проект и не сопереживаете ему лично. Люди очень тонко чувствуют такие вещи».

Юлия Чудновец
PR-директор
группы компаний Эпицентр

Юлия Чудновец называет основные принципы успешного фандрейзинга: «Проект должен иметь высокое социальное значение для аудитории, на которую рассчитан. Важны честность и открытость на всех стадиях проекта. Важна как личность собирающего пожертвования, так и персонализация обращения при поиске пожертвования».

В бизнесе фандрейзинг стал частью КСО стратегий, что в свою очередь привело к возрождению культуры меценацтва и донорства. Корпоративный сектор демонстрирует готовность если не взять на себя часть государственных забот по решению остро социальных проблем, то точно выступать партнером. Краеугольным камнем остается вопрос прозрачности и контроль целевого использования помощи.

«Пример Костела показал, насколько бизнесу и гражданам не все равно. В Киеве есть исторические здания, которые хотят снести или перестроить — и люди готовы их защищать, как словами, так и действиями. Главная задача государства — вести адекватную медиацию процесса, а также прозрачную отчетность о процессе изменений, на которые были собраны деньги: как с точки зрения разработки проекта реставрации, так и по его воплощению в жизнь», — делится Алена Шевцова.  

Об открытом диалоге говорит и Чудновец: «Если анализировать на примере Костела, прежде всего, это публичность всех процессов: от утверждения смет на ремонтные работы до анализа стоимости видов ремонтных работ.  В рабочей группе с Минкультом мы предложили такой формат, как публичный лендинг, на котором будут публиковаться все расходы по проекту с указанием их стоимости. Таким образом рабочая группа, состоящая из представителей бизнеса, внесших пожертвования на ремонт Костела, сможет оценивать эффективность использования средств. Также к этой информации будут иметь доступ СМИ, общественные организации и все граждане».

Нина Мищенко
директор по развитию экосистем и стратегических коммуникаций
SAGA Development

Фандрейзинговая кампания не заканчивается на этапе передаче денег или другого ресурса. Партнер должен отчитаться о привлеченных средствах. Если вы не видите таких отчетов по прошлым проектам, задумайтесь о чистоплотности реципиента. Нина Мищенко акцентирует внимание на том, что «публичной должна стать не только итоговая отчетность и информация по ходу сбора средств, а также проведение тендеров, кто станет победителем, и контроль выполненных работ по реставрации».

В Украине особенно важен контроль в реализации проектов, где партнером выступает государство. Шевцова говорит о том, что такими инструментами быть «прозрачные закупки через существующие в Украине платформы, регулярная финансовая отчетность и независимый выбор подрядчика с публичным обсуждением проекта. Тогда ожидания и реальность никогда не будут расходиться». 

Для бизнеса больше “сработал” пост Владислава Чечеткина передать 1 млн грн, чем призывы чиновников.

Принимая решение стать частью фандрейзинговой кампании, необходимо учитывать и авторитетность партнера. «Для бизнеса больше “сработал” пост Владислава Чечеткина передать 1 млн грн, чем призывы чиновников. Сейчас предприниматели, которые хотят помочь Костелу, самоорганизовались и разрабатывают механизмы контроля собранных средств», — говорит Нина Мищенко

На вопрос, может ли кейс с Костелом масштабироваться и на другие проекты», эксперты MMR уверены, что да. 

Единственный спорный вопрос на этом пути — вопрос доверия к государству.

«Уверена, что этот кейс масштабируется в другие проекты. В рабочей группе, состоящей из представителей бизнеса, внесших пожертвования на ремонт Костела, уже обсуждается возможность совместных действий относительно других значимых для украинцев объектов. Единственный спорный вопрос на этом пути — вопрос доверия к государству. Финансирование объектов государственной собственности усложняться невозможностью полного контроля использования средств. 

В то же время бизнес может создавать и собственные совместные социально-значимые проекты. Кейс Костела показывает, что бизнес способен очень быстро аккумулировать средства. Но тут возникает другой вопрос: проект или объект, на который собираются деньги, должен быть безапелляционно значим для всех возможных участников, только тогда средства можно собрать быстро и в нужном количестве», — рассказывает Юлия Чудновец. 

«В Киеве есть исторические здания, которые хотят снести или перестроить — и люди готовы их защищать, как словами, так и действиями. 

Главная задача государства — вести адекватную медиацию процесса, а также прозрачную отчетность о процессе изменений, на которые были собраны деньги: как с точки зрения разработки проекта реставрации, так и по его воплощению в жизнь», — резюмирует Алена Шевцова.

Новость по теме
«Краще б ви…». Які уроки має винести бізнес після кампанії по збору коштів на відновлення костелу святого Миколая в Києві

Расскажите друзьям про новость