С апреля на улицах Киева, Харькова и Львова стали появляться объявления с необычным содержанием. Они выглядят так же, как и типичные объявления об услугах электриков, поиске сотрудников, аренде жилья, но рекламируют аренду и покупку шрифтов.
Эта акция-интервенция в уличное пространство — часть коммуникационной кампании, которую команда дизайнеров Numo Team сделали для харьковского стартапа по аренде шрифтов Rentafont.
Поместив сообщения о шрифтах в среду, которая меньше всего ассоциируется с «хорошим» дизайном, авторы хотели не столько прорекламировать Rentafont, сколько привлечь внимание к вопросу шрифтовой культуры и легальному использованию шрифтов в Украине.
Недавно коммуникационная кампания получила серебряный диплом конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of.
Алексей Сальников, дизайн-стратег Numo Team:
Это не столько коммуникационная кампания, сколько наше небольшое исследование уличной визуальной культуры украинских городов. Уличные объявления обычно критикуют за яркое оформление и засорение визуальной среды. Но навязчивость и грубые приёмы вёрстки вроде растянутых шрифтов прекрасно работают на выполнение задачи — «выжить» и докричаться до потребителя. Вместо критики мы попробовали прощупать границы между профессиональным и вернакулярным (то есть «народным», непрофессиональным), чтобы найти в этой маргинальности источник вдохновения и что-то родное сердцу.
Саша Быченко, арт-директор Numo Team:
Это может показаться очень странным решением: говорить о шрифтах и практике их использования там, где об этом заботятся меньше всего. Доска объявлений у подъезда точно не ассоциируется с профессиональной, утонченной типографикой. Умение пользоваться шрифтами действительно здесь далеко не решающий навык. Нас может раздражать или расстраивать обилие кричащих вывесок, ярких объявлений, но если посмотреть на это с другой стороны, исследовательской, то можно многое понять о нас самих, о времени и месте, в которых мы живем, о нашем негласном социальном договоре.
Евгений Садко, основатель Rentafont:
Будем откровенны: пиратство все еще остается острой темой в Украине, в том числе шрифтовое. Если пользователи уже понемногу привыкают платить за подписку на музыку и сериалы, лицензионный софт, то в шрифтовом дизайне ситуация всё ещё остается довольно сложной. Каждый креативный работник в Украине сталкивается с проблемой неуважения к авторскому труду, а шрифтовой дизайнер в этом вопросе особенно уязвим. Но, к счастью, ситуация постепенно меняется к лучшему. Аренда шрифтов — это только один из вариантов выхода из практики пиратства, один из самых доступных. Rentafont как раз предоставляет такую возможность.
Такими простыми, близкими каждому объявлениями мы стремились перевести шрифты из категории «элитарных», дизайнерских прихотей в один ряд с такими повседневными, знакомыми каждому услугами, как вызов сантехника или компьютерного мастера. Обычный пользователь компьютера обратит внимание (возможно впервые) на то, что шрифт существует отдельно от текстового редактора. А дизайнер, наш целевой потребитель, посмотрит на «модные шрифты из Европы и США» и посмеется, вспомнив себя в самом начале карьеры, и еще раз задумается про ответственность профессионала за каждый квадратный сантиметр нашего общего публичного пространства.