В Украине стартовала национальная антитабачная рекламная кампания
23 апреля 2015 состоялась пресс-конференция Министерства здравоохранения Украины в партнерстве с ОО «Жизнь» и Украинским центром контроля над табаком, которая дала начало национальной социальной антитабачной рекламной кампании «Жертвы табачной индустрии. Свидетельства «.
Украина впервые присоединилась к эффективной мировой практике создания антитабачных социальных видеороликов с участием пострадавших от активного или пассивного курения, которые рассказали личные истории об ужасных последствиях, к которым приводит употребление табачных изделий. Проект поддержан Всемирным фондом здоровья легких в рамках реализации Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ), статьи 12, в которой говорится, что стороны должны информировать население об опасности для здоровья потребления табака и воздействия табачного дыма.
[video_5853]
«Мировой фонд здоровья легких рад сделать свой вклад в развитие украинского кампании «Голос жертв табака «(Voice of Tobacco Victims). Свидетельство является мощным средством для гуманизации медицинских последствий потребления табака. В 2012 году было проведено мощную кампанию, в рамках которой два известных украинских врача рассказывали об ужасающих последствиях потребления сигарет и призвали курильщиков бросить курить. В рамках новой кампании пациенты делятся своими историями о том, как табак разрушил им здоровья и нанес ущерб их семьям. Эффективные кампании, в том числе и медийные, могут изменить социальные нормы по употреблению табака. Такие меры являются обязательными, особенно для государств, которые приняли на себя обязательства преодолеть табачную эпидемию путем ратификации РКБТ ВОЗ», — прокомментировала Ребекка Перл, директор по коммуникации и специальных проектов Всемирного фонда здоровья легких.
[video_5854]
«На подготовительном этапе социальной кампании было непросто найти людей, которые смогли бы переступить через определенный психологический барьер и вынести в целом свои проблемы, поделившись со всей Украины трагическими историями из собственной жизни. Герои присоединились к такой инициативе с большой надеждой на то, что помогут людям открыть глаза на настоящие последствия курения и предостеречь молодежь, чтобы она не велась на сигаретную приманку, за которой скрывается беспощадный крючок и последствия — болезни и страдания «, — отметил Андрей Скипальский , председатель правления Центра гражданского представительства «Жизнь».
[video_5855]
Среди героев видеороликов — как курильщики с многолетним стажем, так и женщина, которая никогда в своей жизни не курила, но работала на табачной фабрике и непосредственно почувствовала действие ядовитых веществ, содержащихся в сигаретах. По данным ВОЗ, ежегодно около 600 000 человек в мире умирают от болезней, связанных с пассивным курением, 170000 из них — дети.
«Я вышла из фабрики в молодом возрасте инвалидом, получив эмфизему легких, хронический обструктивный бронхит, пневмосклероз, энцефалопатию, поражение нервной системы … Я никогда даже и подумать не могла, что пассивное курение имеет такие последствия. В лаборатории табачной фабрики, где я работала, было 16 человек: трое из них уже нет в живых, а женщина, с которой я работала посменно, умерла от рака», — рассказала Мирослава, героиня антитабачной рекламы.
Другими последствиями курения являются туберкулез и атеросклероз. Последние исследования, представленные в Атласе табака, свидетельствуют, что эта привычка является причиной каждого пятого (21%) нового случая заболевания туберкулезом.
Атеросклероз является одной из трех основных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, и главной — смертности мужского населения Украины. Еще одного героя и курильщика с 20-летним стажем удалось спасти путем сложной операции и замены трех метров сосудов на искусственные. Жена Надежда говорит: «Курильщик наказывает не только себя, но и своих родных».
Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания признала эти ролики социальной рекламой, поэтому Министерство здравоохранения и общественные организации обратились к национальным и региональным СМИ с призывом поддержать социальную рекламу в Украине в сфере общественного здоровья и предупреждения курения. Согласно исследованию Украинского центра новых технологий здоровья, проведенного в 42 городах Украины в марте 2015, положительно к рекламе здорового образа жизни относятся около 82% населения, а 59,65% опрошенных считают такую информацию важной.
«Формирование культуры здорового образа жизни является залогом социального развития и государственной безопасности Украины. И подобные информационно-просветительские мероприятия играют большую роль в этом процессе. Антитабачная социальная реклама сейчас очень кстати, так как, по последним данным Госкомстата, 20,9% населения Украины являются зависимыми от курения. Эту цифру нужно уменьшать, как ценовыми, так и информационными методами «, — подытожил Игорь Перегинец, заместитель министра здравоохранения Украины.
Опыт Австралии, США, Ирландии, Великобритании свидетельствует, что особенно эффективны такие антитабачные кампании в сочетании с другими мерами по уменьшению распространенности курения, в частности, с повышением табачных акцизов, маркировкой сигаретных упаковок изображениями и предупреждениями о вреде курения, запретом выкладки табачных изделий в витринах магазинов, контролем за соблюдением антитабачного законодательства. Антитабачная общественность сейчас активно работает в этих направлениях совместно с украинскими чиновниками и парламентариями.
Центр гражданского представительства «Жизнь» выразил надежду, что подобная социальная реклама появится и по профилактике других трех причин ранней смертности: злоупотребление алкоголем, нездоровое питание и малоподвижный образ жизни.