Какова особенность этой ЦА и самые яркие отличия от представителей других профессиональных кругов?
Из личностно-профессиональных особенностей я бы отметила привязанность к бренду, за который отвечает маркетолог, и проактивную жизненную и профессиональную позицию. Такого специалиста не пугают новые сложные задачи, и в вызовах рынка он видит возможности, а не угрозы. Ресурсные ограничения — это обычно для маркетолога единственная преграда, а силы и желание есть всегда.
При прохождении интервью представителей сферы рекламы отличают открытость в общении, структурированность в изложении фактов и концентрация на основных функциях и задачах — это основные посылы маркетолога на собеседовании.
Готовность слушать и использовать на практике советы консультанта делают коммуникацию с такими кандидатами не только продуктивной, но и позитивной. С маркетологами всегда удается построить прочные партнерские отношения — как между кандидатом и консультантом, так и между кандидатом и компанией-клиентом.
Этап проекта, когда консультант презентует кандидата компании, не только самый сложный, но и самый ответственный. Вот тут маркетологам не приходится объяснять, что у нас не будет второго шанса произвести первое успешное впечатление.
В связи с тем, что в разных компаниях функции маркетинга все-таки отличаются, а подходы к решению классических маркетинговых задач могут значительно разниться, именно продуктивная коммуникация кандидата и консультанта является залогом успеха проекта.
Отличия маркетинг/PR-директоров нулевых и 2010+?
Период бурного роста рынка девяностых и периода до 2010 года формировал определенный набор подходов к рынку, набор маркетинговых инструментов и способов коммуникации с потребителем. Все, что происходит после 2010-го, это борьба — с неблагоприятными макроэкономическими факторами, с конкурентами, а в ряде областей экономики — с регуляторами рынка. Плюс появление и бурное развитие нового канала коммуникации — digital channel. Все эти факторы и формируют отличия маркетологов девяностых и маркетологов после 2010 года.
Сегодня тренд — это инновации, четкое выделение целевой аудитории и экономически оправданная фокусная коммуникация с рынком. Есть и огромная разница в реализации проектов в сфере маркетинга. Если в 1990-х основной задачей консультанта было найти кандидата и «продать» ему позицию в компании клиента, то сегодня конкуренция за каждую позицию требует от консультанта не только профессиональных навыков рекрутинга, но и глубокое понимание и погружение в задачи и функции будущей позиции. Приходится разрабатывать краткие опросники, которые помогают уже на первых этапах выделить «своего» кандидата. Ну а дальше консультант должен стать «проводником» кандидата в компанию — или успеха не видать.
Тренды в профессии? Что меняется и чего хочет заказчик (СЕО или владелец), чего не хотел ранее?
Сейчас происходит отток иностранного менеджмента из Украины. Их места могут занять и занимают украинцы, которые не боятся рисковать и уверены в своих силах, обладают релевантным опытом и необходимыми для этого личностными качествами.
Поэтому равняемся на динамику, инновации и творческий подход. Успешные нестандартные решения — вот что сегодня ищет клиент.
Проверочные вопросы соискателю?
Вопрос, который я люблю и считаю уместным задавать кандидатам при встрече, в том числе маркетологам: «Три самых значимых достижения в карьере, которые легко проверить», «Как вы достигли этого?», «Что, по вашему мнению, вы сможете принести в компанию, куда мы движемся?».
Репутация: каково ее значение в процессе найма? На что вы смотрите и как проверяете?
Репутация кандидата на рынке, безусловно, очень важна. Успехи маркетологов видны, ведь это успех продвигаемого бренда. Но консультант обязан смотреть на бренд не только как потребитель, но и как эксперт рынка.
Репутация кандидата в проекте — это и репутация консультанта. Я интересуюсь опытом претендента, ситуацией на рынке, ну и, конечно, теми, кто дает рекомендации и у кого сложились о нем определенное мнение.
Что рекомендуете делать для большей заметности вам как представителю индустрии?
Нужно принимать активное участие в публичных мероприятиях и делиться опытом. Данная сфера «питается» знаниями как практическими, так и теоретическими, которые «циркулируют» среди представителей маркетинга от молодого специалиста до топ-менеджера.
Из техник построений личностного бренда отдаю предпочтение стратегии гармоничного развития, когда профессиональное развитие затрагивает все возможные компетенции и обязательно сопровождается значимым личностным ростом. Однобокость в маркетинге невозможна.