Флаги, реющие над нами
Одна крупная и известная широкому потребителю компания, будем называть её компанией Х, была куплена большим европейским холдингом. Всё было хорошо, все были довольны, прекрасный новый офис, зарплата, новые перспективы… Но через некоторое время внутри компании Х возник стойкий запрос на самоидентификацию. Дело в том, что прогрессивный европейский холдинг руководствовался универсальными европейскими ценностями и ни о каких уникальных меседжах или корпоративных ценностях даже и не помышлял. А народ хотел значимости, реющих флагов, зычных слоганов и пяти корпоративных принципов. Почему пяти? Три — мало, десять — претензия на мессианство, пять — самое оно, правда? И через некоторое время, внимательно изучив запрос, холдинг освятил сотрудников осмысленностью, предложив пять (а то как!) ценностей компании и развернул над ними флаг корпоративной культуры, поставив в ряд с самыми «осмысленными», в корпоративном значении этого слова, компаниями.
Пример, как нельзя нагляднее раскрывает особенности современных бизнес-тенденций: придавать значимость деятельности компании, усиливая причастность каждого к «большому важному целому». А корпоративные ценности, в этом случае, — альтернатива искреннему желанию веры, желанию следовать за «истинным героем». Уж так устроен человечек: когда собирается более трёх, то им необходима общая цель, дело, которое их объединит.
Если отцам-основателям и их ближайшему кругу вполне хватало внутреннего импульса значимости, освещающей их путь, то далее вступают в действие законы физики: чем дальше от центра, тем меньше света получают остальные. И то, что значимо для «круга посвящённых», для остальных, такого значения не имеет. Поэтому так важно донести ценности компании, чтобы придать офисной жизни сотрудников вектор направления. Во многом это связано с тем, что сотрудники, как обычные люди, мыслят в рамках «зоны комфорта» и часто работу воспринимают только как источник дохода и места, куда необходимо ходить 5 дней в неделю и тратить там более восьми часов, напрягая себя ментальной деятельностью.
А это никуда не годится!
Поэтому требование осмысленного труда, несущего некую благую цель — важнейшая потребность. Вы можете воскликнуть: а как же радость человеческого общения, коего полон рабочий день? Вот! Вы попали в самое яблочко! Именно это может стать тем самым центром приложения, которое может сдвинуть с места рутину жизни белых воротничков.
Кто кому Буратино?
Командообразование или тим-билдинг – этот и есть тот самый «золотой ключик», который открывает двери в страну торжества корпоративной культуры. Однако, необходимо помнить, чтобы найти этот ключ, нужно пройти Страну Дураков.
Как пелось в детской песенке: «Был поленом – стал мальчишкой, обзавёлся умной книжкой». Это предметный, наглядный и, кстати, простой путь, который необходимо пройти к обретению замотивированых сотрудников, а книжка в данном случае и есть свод «живой» корпоративной культуры.
Компания Y решила усилить ментальные процессы в одном из подразделений и активизировать поиски инновационных продуктов для потребителя. Прекрасная инициатива, правда?
Но организаторы видимо решили, что можно не учитывать потребности человека, такие как сон, еда, комфортный отдых. Чтобы придумать «супер-продукт» сотрудники подразделения должны за 24 часа практически без сна, с небольшими урывками на еду создать что-то, что потрясёт инициаторов и сможет принести компании взрыв прибыли.
Уставший и измученный ум, напряженно стремящийся к «прибыльной инновации», неужели это и есть эффективный способ оптимальных решений для бизнеса?
Понятное дело, что это всё обставлялась значимостью их работы в планетарных целях и зычным маршем корпоративных принципов. Можно что угодно цинично внушать и люди действительно могут поверить, на какое-то мгновение в что-то значимое, но считать сотрудников дураками, может только тот, кто и живёт в Стране Дураков: никаких «золотых ключиков» лояльности и «чудес» мотивироованности сотрудников он не получит.
Дорогу осилит идущий
Тим-билдинг может стать наиболее эффективным инструментом тайм-менеджмента, необходимо вначале научиться инструментом пользоваться.
Первая мысль: узнать, чего хотят «низы», но спрашивать сотрудников, что бы они хотели, часто затея не слишком успешная и работает только там, где уже существует традиция корпоративных сейшенов. Решив, что пора использовать инструмент тим-билднига необходимо озадачиться вопросом: зачем? Какую именно проблему необходимо решить? Нет проблем? Вы их просто упустили, не заметили. Проблемы – это необходимый элемент развития любого коллектива. А вот, страх проблему озвучить, а тем более увидеть, страх осуждения руководства вашей мнимой некомпетентности, может «скрыть» проблемное место. Люди – везде люди и у них есть свои слабости, универсальных солдат в бизнесе не существует, даже Илон Маск, если приглядеться, то выпадает из обоймы совершенных бизнес-сапиенс.
Именно благодаря различным возможностям, качествам и способностям сотрудников и создаётся идеальный бизнес, построенный на взаимоусилении внутри коллектива, а побочный продукт нашей «дурной природы» нейтрализуется инструментами тим-билдинга.
Объединяй и – властвуй!
Вначале выявляем спектр проблем. Не спешите называть это сплочением и усилением командного духа. Определись, кого и с чем/кем надо сплачивать и нужно ли, может наоборот, – усилить дух командного соревнования. Да и «командный дух» – требует расшифровки. Ваша цель не в том, чтобы люди работали без жалоб и упрёков как волы на поле бизнеса, а в том, что они должны получать удовольствие от процесса работы. А почему это не происходит и предстоит выяснить и для этого иногда необходима сторонняя компетенция.
Конечно, иногда есть вещи, которые вначале кажутся нерешаемыми, связанные, например, с особенностью деятельности компании. Но при дальнейшей работе с подлинной, а не мнимой корпоративной культурой, которая ищет возможности развития и раскрытия каждого, а не создаёт жесткий авторитарный механизм работы, – решения, пусть и не сразу, но найдутся.
Итак, вы определились с основной проблемой и несколькими сопутствующими. Это важно понять, так как иногда одним инструментом пытаются решить несколько различных задач, но, поверьте, нет такого универсального тим-билднига, решающего все ваши задачи. Необходима серия поэтапных программ.
Определение проблемы – это уже 50% успеха! Теперь дело за малым – продумать, какие тактические приёмы способны решить эту задачку.
Компания Z имела два отдела, между которыми в рабочих процессах всё время возникали трения, что негативно сказывалось на результате. Под вопросом была эффективность всего бизнеса! Было принято мудрое решение провести тим-билдинг для этих самых «конфликтных» отделов. В процессе командообразования наладилась коммуникация, произошел процесс «узнавания» и «гуманизации», сломив плоскость сотрудник-сотрудник со взаимными упрёками и претензиями, пришла модель объёмного человеческого общения, в которой конфликты решались успешно и быстро.
«Большой Секрет» командного духа
Часто организаторам хочется сразу и всего.
Открою «секрет» – есть уникальное средство создания единого «духа» команды и командообразования, которое одним махом решает все проблем. Накачайте на или вместо тим-билдинга команду алкоголем и результат – гарантирован, вы получите самую объединённую команду с самым крутым «командным духом». Правда, со своими последствиями.
Легче всего, используя этот подход, думать, что можно объединить, сплотить. Да, можно, но в итоге это приведёт к прямо противоположно результату и создаст ещё большие проблемы нежели те, что вы стремитесь решить.
Привычка к корпоративному алко-пати, приводит к тому, что основная работа начинает вызвать недовольство, раздражение: она же заставляет работать! А народу необходим праздник! Суровые рабочие будни так не похожи на эти радостные коллективные пати! Такой контраст!!! И теперь ни о какой корпоративной культуре и речи быть не может, так как сотрудники озабоченны «прерванной связью» между пати и работа, вместо того, чтобы приносить радость, удовлетворение осмысленность, приносит приступ острого цинизма и иронический надрыв – полную деградацию культуры компании. Сразу это не заметно, но со временем очевидность проявится и тогда может быть «мучительно больно за бесцельно» пропитую культуру компании. К сожалению, по этому пути идут некоторые компании… (под некоторыми я ни в коем случае и подразумевая именно вашу).
Наука побеждать
Важной чертой тим-билдинга – это преодоление препятствий, вызов который команда бросает самой себе или другой команде, а также, что не мало важно, кайф – от того, что смог решил, победил, радость коллективных действий и командных решений. Чувствуете, что это не та радость алкогольного забвения?
Слово «победа» от того, что преодолели беду, т.е. решили, сделали, смогли. Взрыв – дофамина! Экстаз! Это как спортсмен, который стоит на пьедестале первого места с медалью как футболисты (баскетболисты, волейболисты – кому что, выбирайте!) с командной победой!
Победа – важнее всего, так как создаёт «правильное усилие», которое проецируется и на рабочий процесс. Победил – обрёл собственную значимость, а также – силу команды. И эта победа – настоящая! Должна быть настоящей, если вы выбрали правильных подрядчиков, которые смогли предложить эффективное решение, а не набор спортивных активностей. Хотя иногда спорт как формат в рамках тим-билднига и способен решить задачи бизнеса.
Да, мы любим играть, и да – тим-билдинг – это игра, в нём мы не решаем вопросы жизни и смерти. Но то, что начиналась как игра, становиться страстью, а вот страсть – это настоящее, подлинное! Вовлечение произошло и тим-билдинг игра как инструмент сделала это. Участники – довольны, результат достигнут!
Как начать, если сложно начать
Если вы встречаете сопротивление, вербуйте сторонников, пусть те, кто не будет участвовать втайне завидуют вам, их ироничные «шо вы там придумали», да не будут смущать вашу мотивированность. Необходимо предложить такие правила, от которых сложно отказаться, которые заставляют вовлечься. Искусство управления в этом и заключается: убедить, что они сами это хотят и это им самим нужно.
Первый раз – важнее всего. Если в первый раз не получилось – это, конечно, проблема. Но всегда есть выход. Может не тот был подрядчик, не справился, а может вы просто ошиблись с форматом?! Например, предложили сплав по реке на байдарках, а у вас айтишники, которые принципиально не спортивны в большинстве и – полный игнор!
Вариантов тим-билдинга – невероятно много. Не ограничивайтесь, чем правильнее озвучена проблема, чем предметнее задачи, тем точнее будет решение. Страх, что тебя будут оценивать, решается простым приёмом – правильным формированием команд, в которые должны входить негласные лидеры (и это как водится не руководители, хотя всегда есть зуд выбрать начальника в капитаны!) Выявление подлинных лидеров – это одно из неизбежных последствий хорошего тим-билдинга. Какое поле деятельности для эйчара! Или того, кто взял на себя функцию стимулирования команды. Наблюдай и делай выводы!
Теперь вопрос вопросов: быть или не быть руководству в участниках?
А это уже вопрос внутренней политики компании, если топ-менеджеры руководствуются демократическими принципами, то неучастие – приравнивается к саботажу и в последствие вызывает отчуждение сотрудников. А этого допустить никак нельзя, мы же как раз против этого и боремся! Если в компании используется жесткая вертикаль власти и пирамидальный принцип удаления верха от низов, то в этом случае желательно, чтобы принимали участие управленческий состав. Присутствие топ-менеджмента позволяет усилить эффект соревнования.
В компании А топ-менеджмент – экспаты, но вы бы видели с каким азартом и рвением они участвуют в тим-билдингах. Своей энергией и вовлеченностью, демонстрируя основной принцип работы – удовольствие и от процесса и кайф от результата. Что говорить, это автоматически проецируется на всех остальных сотрудников, а в дальнейшем и на рабочие процессы.
Всё течёт, всё меняется
Но нет ничего, чтобы было постоянно. Так же команда, постоянно требует активного усилия. Важно только не идти на поводу собственных и мнения сотрудников, что нет времени. Современный мир – предельно текуч, важно, чтобы не произошла утечка сотрудников. Если вы всё сделали правильно, то вы получите в итоге не просто лояльных и замотивированых сотрудников, но тех, кто верит в компанию.
Встретимся на тим-билдинге?!