Заработать сегодня 17,8 миллиардов долларов, или Black Friday по-китайски
11 Ноя 2017, 00:21

Заработать сегодня 17,8 миллиардов долларов, или Black Friday по-китайски

В Китае нет Black Friday — в Китае крупннйшая распродажа года называется 11/11 (Double Eleven), или День Холостяка

Я руковожу проектом ExpoPromoter.com — е-commerce платформой для организаторов выставок в Китае, через которую они получают посетителей и экспонентов. Китай — это другой мир, со своими е-коммерс-продуктами, отсутствием границы между онлайн и офлайн, успешной экосистемой, которую хотят повторить или адаптировать под украинские реалии многие предприниматели.

Екатерина Качан
Руководитель проекта ExpoPromoter.com (Китай)

24 ноября состоится Black Friday, или Черная пятница — крупнейшая распродажа в США, Европе и СНГ. Еще пару лет назад в Украине мало кто знал об этом событии — сегодня многие ритейлеры активно используют название ивента и считают своим долгом предоставить скидку на Black Friday. Ключевые украинские ритейлеры начали рекламировать распродажу еще за месяц до старта. 

В Китае нет Black Friday — как нет и Google, Facebook, Instagram, Wikipedia — в Китае самая крупная распродажа года называется 11/11 (Double Eleven), или День Холостяка. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Сходство распродаж Black Friday и 11/11 — большие скидки при лимитированном количестве товаров и услуг. 

Отличия восточной распродажи от западной не только в названии, но и в маркетинговых стратегиях брендов, в поведении покупателей и — самое главное — в объеме продаж, сделанных за 1 день. 

Повод для распродажи

Западный Black Friday начинается после дня Благодарения в последнюю пятницу ноября, за месяц до католического Рождества, то есть приурочен к покупке подарков. Восточный 11/11 связан с магией цифр, имеющих огромное значение в Китае — праздник мужчин-холостяков 11 ноября, которые занимались в одиночестве шопингом, был превращен в массовую распродажу в 2009 году. Узнав о выгоде от покупок со скидками, за холостяками последовали остальные.

Цены в китайском 11/11 анонсируются заранее

На распродаже Black Friday покупатели редко знают заранее точный размер скидки и финальную цену конкретного товара — ритейлеры боятся снизить объем продаж за пару недель до сейла. Все китайские ритейлеры уже за месяц до распродажи анонсируют цену, которую покупатель получит 11/11, не боясь потерять в объеме продаж, подогревая аудиторию и создавая ажиотаж. Более того, покупатель даже может сложить товар в корзину по цене распродажи — главное успеть купить в день сейла, ведь сток ограничен. Сейчас у китайцев только и разговоров о том, какие товары они уже сложили в корзину и по какой цене.

Хитрый маркетинг, или оплата за доступ к распродаже

Количество товара ограничено — желающих купить со скидкой много. Но это только на первый взгляд. Манипулируя устоявшимся мнением, китайские производители придумали брать невозвратный депозит за доступ к гарантированной распродаже. Что это значит для покупателя — при оплате 5%-10% от цены товара со скидкой он гарантированно его приобретёт. Но главное то, что это дает производителю или ритейлеру: 1) получение денег на производство; 2) управление стоком — выдача в распродажу количества товаров, равного количеству заказов; 3) если покупатель забыл или передумал, заработок на каждом депозите. Гениально и просто, но о такой маркетинговой стратегии в период Black Friday на украинском рынке мне слышать не приходилось.

11/11 — не только о скидках, но и об энтертейменте

Black Friday, особенно в Украине и странах СНГ — это просто распродажа с большими скидками. 11/11 — это не только распродажа, но и предложение брендами дополнительных сервисов, а также отличный повод заявить о новом продукте. Вот несколько примеров: 

•Ctrip, китайский аналог Aviasales и Kayak, продает авиаперелеты от партнеров-авиаперевозчиков, средний чек покупки — $500. Компании сложно предлагать скидку на услуги 3-х лиц, да и высокий размер скидки на таком среднем чеке убыточен. В прошлом году 11/11 Ctrip предложил каждому покупателю бесплатную услугу — такси в аэропорт в рамках города. 

•авибилеты FinAir со средней ценой перелета из Китая $1 000, не являются импульсивной покупкой, потому что китайцам нужна виза в страны ЕС. Авиакомпания предложила в распродаже 11/11 2016 года купить карту на авиаперелеты с FinnAir в течение года, гарантируя скидку для всей семьи и друзей покупателя на каждом бронировании. Единственное условие — покупатель карты должен лететь с семьей или друзьями. 

Многие luxury ритейлеры и производители luxury товаров в Украине не участвуют в Black Friday, просто потому что боятся снизить стоимость бренда. Примеры Ctrip и FinAir демонстируют, что повысить продажи можно без снижения цены, предложив бесплатно сопутствующие услуги.

Объемы продаж

При успешном маркетинге объем продаж за 1 день распродажи 11/11 превышает объем продаж за календарный год!!! Первый китайский 11/11 прошел в 2009 году и принес ритейлерам объем продаж $50 тысяч. В 2016 году объем продаж составил $17,8 миллиардов. 

Кроме особенностей маркетинговой стратегии, колоссальный успех китайской 11/11 аргументируется и поведением покупателя: основная доля покупок совершается онлайн через 3 e-commerce платформы — TaoBao, Tmall и собственные магазины на платформе WeChat, 75% платежей совершаются через один платежный инструмент — WeChat Pay, а доверие к онлайн-платежам в Китае очень высокое. 

Украинским ритейлерам и производителям эта статистика может быть подсказкой делать распродажи не на собственном сайте, а на маркет-плейсах, где уже есть большая аудитория и где выделяются большие бюджеты на продвижение распродажи и привлечение покупателей.
Для маркет-плейсов такая статистика может служить поводом сделать лучшие распродажи только при условии онлайн-оплаты. Посчитать объем продаж при таком решении можно день-в-день, без рисков, что покупатель сделает импульсивную покупку и отменит заказ до момента доставки товара. 

До распродажи 11/11 осталось всего пару дней — будет интересно наблюдать, какие кейсы предложат ритейлеры и какой объем продаж это мероприятие принесет им в 2017 году.

Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel