Захват матрицей мира индивидуальностей или Сказка о Золушке по модели 5A
02 Ноя 2018, 12:50

Захват матрицей мира индивидуальностей или Сказка о Золушке по модели 5A

Маркетинг-директор юридической фирмы Asters Виктория Есауленко о социализации маркетинга и модели 5A в действии на примере сказки о Золушке

Каждый достойный маркетолог, создавая любой текст о маркетинге, считает своей профессиональной обязанностью и практически неизбежным долгом включить туда слово «диджитал», ибо откуда-то взялась у нас (маркетологов) твердая уверенность, то сейчас маркетинг без этого определения несущественен и неэффективен. 
Что-то в этом мифе, конечно же, сообразуется с реальностью, но в действительности все совсем не так. Потому что наша цифровая эпоха диджитализировала не только маркетинг, а и наше поведение как клиента и как партнера во всем – в личных отношениях, в приобретениях, в трудоустройстве, в поиске клиентов и подрядчиков с поставщиками.

Виктория Есауленко
маркетинг-директор юридической фирмы Asters

Есть в классическом маркетинге такая формула пути покупателя – AIDA:

1. A (attention, attraction, awareness) – привлечение внимания. Сообщение о том, что есть продукт, будь то вязаные носочки, организация свадеб или одинокий/одинокая маркетолог, желающий/желающая познакомиться. 

2. I (interest) – вызываем интерес к продукту, рекламой в газете «Ежики Закарпатья», постом в Facebook или разговором со знакомыми. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

3. D (decision) – подводим перспективную ̶ж̶е̶р̶т̶в̶у̶ ̶ клиента к решению. 

4. А (action) – решение принято и ̶ж̶е̶р̶т̶в̶а̶ ̶ клиент покупает ваши носочки, умоляет вас сотворить лучшую свадьбу в их жизни, делает вам предложение и увозит на Сейшелы.

Этот «путь покупателя» мы проходим во всех наших решениях и действиях с давних времен. Золушка стала принцессой строго по формуле AIDA: приехала на бал позже всех, в платье от Феи – легко догадаться, что платье было волшебным, а туфельки хрустальные – как не обратить на такое внимание. 

В фильме «Три орешка для Золушки» лицо девушки было прикрыто вуалью, и пока невесты всего королевства дерутся между собой, чтобы хотя бы потрогать Принца, Золушка вообще перспективным женихом как бы не интересуется, а потом еще и абсолютно неожиданно сбегает. Да на всех тренингах по женскому волшебству с мастерством завоеваний основной принцип поведения – делай вид, что тебе как бы не особо интересно (FYI: знаю не из тренингов, из видео с тренингов).  

Золушка втихаря от Мачехи явно посетила не женский тренинг, а тренинг по системному маркетингу, потому как ее туфелька, как бы случайно оброненная, не что иное, как инструмент, дающий повод Принцу принять решение ее искать. А уже после того, как он все королевство объехал в поисках, поистратившись и поизносившись, ему даже из сожаления о потраченных ресурсах ничего другого не оставалось, как взять ее в жены. На женских тренингах тоже этому учат, мол, чем больше ваш мужчина в вас вкладывает, тем меньше шансов, что он вас бросит. Впрочем, хочу обратить внимание милых дам, что не стоит брать это правило на вооружение и усиленно инвестировать деньги вашего мужчины в себя в виде силикона. Пожалуйста, это страшно.   

И было так все красиво, просто и понятно, пока эта самая диджитализация не начала захватывать нас, меняя мир и меняя нас. Филип Котлер обозначил новый путь покупателя – 5А (aware, appeal, ask, act, advocate) и сказка (и, главное, жизнь) полностью меняется…

И вот, что получилось бы у Шарля Перро в наших реалиях:

Aware. Золушка решает, что пора ей как-то убежать от злой Мачехи, рассматривает и формирует начальный список потенциальных женихов (брендов), основываясь на нескольких факторах. На прошлом опыте: приезжал сосед – обеспеченный купец, пушнину привозил сестрам на шубы. На маркетинговых коммуникациях: глашатай на площади вещал, что Король принял решение женить принца. На рекомендациях других людей: сестра рассказывала, что король соседнего королевства, хоть и пожилой, и толстый, но очень богатый, щедрый и овдовел недавно. 

Appeal. Золушка рассматривает всю широту возможностей и предложений, советуется с мудрой доброй Поварихой и опытным Конюхом, который много путешествует, и выбирает то, что, по общему мнению, подходит ей больше всего – Принца. Ибо повариха считает, что лучше свой Принц, чем чужой Король, а Конюх настаивает, что возраст и размер имеет значение. В смысле, раньше, потребитель выбирал сам, в индивидуальном порядке, и из всего списка доступных ему продуктов выбирал то, что подходило именно ему, а в современной сказке мы очень сильно ориентируемся на мнение своего окружения и лидеров мнений.

Ask. В оригинале Золушка поехала на бал изучать предложение лично. Сейчас она бы тоже поехала (получить информацию непосредственно от бренда о продукте), но еще она бы прошлась по соседям, которые были во дворце; связалась бы с глашатаем; попросила бы Крестную о дополнительной информации.
  

Да, абсолютно уверенно можно утверждать, что сейчас мы практически не принимаем решение без обращения к своему офлайн- и онлайн-сообществу, без опоры на их мнение, совет или отзыв. Собственно, на них возлагается максимальный кредит доверия, особенно, если уже есть опыт именно с этим брендом или продуктом.
  

Все больше мы доверяем мнению социального окружения, чем собственному. Это больше не индивидуально. Каждый выбор всего на свете (Да, включая женихов и невест. Разве вы никогда не вводили в Google имя своего избранника?) становится все более социальным.
  

В смысле, если бы Повариха с Конюхом сказали Золушке, что замуж ей вообще не нужно и ей лучше в монастырь, то у нас бы не было такой волшебной истории в разных версиях.
  

Act. Итак, все лидеры мнений и сообщество, которому Золушка доверяет, сделали свой выбор, на балу в замке Золушка тоже решила, что Принц хороший и надо брать. И если бы Принц не бросился искать Золушку и, стоя на одном колене с туфелькой в руке, не сделал бы ей предложение, она бы никогда не вышла за него замуж. Да, звучит парадоксально, но смысл, который я вам хочу донести, – если в процессе и после покупки у потребителя сложился негативный опыт, он никогда не станет промоутером или адвокатом бренда.  

И, собственно… 
  

Advocate. Если еще лет десять назад гуру по продажам утверждали, что лояльный покупатель – это тот, кто вернулся к вам снова и снова, то сейчас лояльность – это не повторное приобретение, а рекомендация своему окружению и своим близким. Просто так, без запроса со стороны и без принуждения. То есть, это если бы Золушка простила все своей дурной семье и перевезла их жить во дворец, переженив сестер с друзьями принца.
  

Понимаете? Мы все меньше сами управляем своими желаниями и решениями, все больше полагаясь на мнения других, какими умными словами мы бы их не называли. Потому что эти ОНИ – это просто общность, которая нас все больше контролирует. 

И, наверное, в контексте всего вышесказанного можно вести речь не о диджитализации маркетинга, а о его социализации. Интернет/веб/социальные сети/диджитализация – это всего лишь средство/инструмент, который позволил расширить эти самые пресловутые социальные связи и повысить их значимость. Что, в свою очередь, повлекло за собой смену наиболее значимых побуждающих факторов принятия решения. Совокупное мнение социума стало более значимым, чем собственное мнение, а мнение лидера мнений важнее мнения близкого человека. Впрочем, все написанное выше просто относится к социуму безотносительно способа обмена информацией (обмен слухами на рыночной площади или общение в соцсети с помощью смартфона). 

Что делать? Осознавать, что есть внешнее влияние на ваши решения, и стараться оставаться личностью в индивидуальном порядке. В смысле, понимать, что все мы жертвы маркетинга и это неизбежно. Важно быть осознанной.  
  

В колонке использовались материалы из книги Филипа Котлера «Маркетинг 4.0. От традиционного к digital».

14 ноября приходите Get Business Festival, где получите все необходимые знания о маркетинге для своей компании от лучших экспертов страны.

Расскажите друзьям про новость