20 Май 2010, 07:37

Задайте мне гениальный вопрос и вы получите гениальный ответ

Задайте мне гениальный вопрос и вы получите гениальный ответ

Создается впечатление, что украинские журналисты и PR-специалисты буквально влюблены в интервью в форме письменных вопросов и ответов. Конечно, такие интервью просты и для интервьюера, и для интервьюируемого, но это как раз тот случай, когда «простое» не значит «хорошее».

 

Ничто не может сделать интервью менее интересным, чем формат письменных вопросов и ответов.

 

Почему? Потому, что это сродни ухаживанию по электронной почте. И в том, и в другом случае, конечно, присутствует общение, но нет ни спонтанности, ни живого контакта. Письменные вопросы и ответы не дают интервьюеру возможность увидеть выражение лица собеседника или «прочитать» его жесты. Ему скучно? Дискомфортно? Он взволнован? Да он ли вообще ведет диалог с вами (может быть, ответы за него пишет его помощник)?

 

Письменные вопросы сложно развивать, а письменные ответы «звучат» неестественно. Они кажутся холодными, формализованными, тщательно выверенными и сухими. Обычно, при помощи письменных вопросов и ответов можно получить лишь ту информацию, которая и так содержится на веб-сайте компании и в ее пресс-релизах.

 

Ответы, полученные во время письменных интервью, бывают просто ужасными, но вопросы порой бывают еще хуже. Недавно, к примеру, журналист одного профессионального издания во время письменного интервью задал высокопоставленному юристу вопрос о его любимом цвете! Интервьюируемый подошел к этому вопросу с юмором, ответив, что все цвета для него равноправны. Любимый цвет? Звучит просто по-детски! Какую важную информацию сможет извлечь читатель из ответа на такой вопрос?

 

Если вы — или ваш начальник — считаете необходимым попросить журналиста заранее представить свои вопросы в письменной форме, по крайней мере, проявите любезность и пригласите журналиста к себе, чтобы лично дать ему ответы.

 

Успех любого интервью во многом зависит от того, какие вопросы задаются в его ходе. Редакторы очень высоко ценят умение вести интервью, так как этот навык является основой хорошей журналистики. А для того, чтобы эффективно вести интервью, от журналиста требуется не только отличный слух. Интервью в чем-то сродни написанию статей — это процесс, требующий определенных решений и действий, направленных на получение максимально возможного объема информации.

 

В то же время, репортеров фактически не учат ведению интервью, да и пособий по техникам интервьюирования не так уж много по сравнению с учебниками по написанию журналистских материалов и репортерской работе. Как следствие, журналистов или вообще не обучают столь важному аспекту их работы, как ведение интервью, или делают это в очень ограниченном масштабе. Большинство репортеров, поэтому, вынуждено учиться методом проб и ошибок.

 

Хотя я не могу припомнить какие-либо особо неприятные эпизоды своего обучения техникам ведения интервью, я тоже самоучка в этом аспекте. Я уверен, что упустил много возможностей, так как не развивал свои вопросы тогда, когда это было нужно, или опасался задать вопрос, который мог бы показаться бестактным или неуместным. Как и все журналисты, я быстро справился с этим страхом.

 

Если бы я задавал свои вопросы в письменной форме, я бы никогда не овладел навыками постановки вопросов, необходимыми профессиональному журналисту. Более того, я бы знал о человеческом поведении намного меньше, чем знаю сейчас.

 

 

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео