Зачем рынку PR&Communications Guide
28 Сен 2010, 11:00

Зачем рынку PR&Communications Guide

27 сентября Noblet Media CIS и GfK Ukraine представили результаты PR&Communications Guide 2010 - второго ежегодного исследования доверия обеспеченных потребителей в Украине.

Зачем рынку PR&Communications Guide

 27 сентября Noblet Media CIS и GfK Ukraine представили результаты PR&Communications Guide 2010 — второго ежегодного исследования доверия обеспеченных потребителей в Украине. Подробнее о результатах исследования и самом проекте MMR рассказала Евгения Панкратьева, генеральный директор PR-компании Noblet Media CIS

 

Евгения, какова история возникновения этого проекта?

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Noblet Media CIS является партнером сети Edelman, которая вот уже 10 лет проводит исследование Edelman Trust Barometer. Оно изучает доверие обеспеченных потребителей и охватывает 20 ведущих мировых экономик.

 

Украина, к сожалению, не входит в перечень стран, которые охватывает Trust Barometer. Да и вообще — исследования, особенно открытые и особенно для PR-специалистов, в нашей стране в большом дефиците. Думая об этом и понимая, что рано или поздно исследования станут очень востребованными со стороны пиарщиков, мы решили не ждать, пока в Trust Barometer включат Украину, и сделали собственное исследования по схожей методологии.

 

Партнером стала компания GfK Ukraine. Помимо Украины мы проводим исследование в Казахстане и Азербайджане. Нередко компании управляют своими офисами в этих странах из Киева, так что данные по эти двум рынкам для них полезны и интересны.

 

Это уже вторая волна исследования. Какой фидбек имела первая? Расскажите, как именно его результаты помогли в планировании и контроле эффективности коммуникационных программ.

Самый важный показатель первой волны исследования — его цитируемость. Многие наши клиенты используют его данные в своих презентациях. Равно как и мы, готовя предложения, ссылаемся на результаты PR&Communications Guide. Это значит, что исследование востребовано.

 

Один из примеров практического применения: понимание ситуации в Казахстане и способность подкрепить рекомендации исследованиями позволили нам сохранить и даже увеличить бюджет по одному из клиентов в этой стране. Решение принимал европейский топ-менеджер, для которого исследования являются чем-то очевидным и само собой разумеющимся.

 

Из этой ситуации наш вывод такой. Заказчики PR-услуг все чаще будут требовать от PR-специалистов численного обоснования своих предложений, а не просто опираться на опыт и чутье. В маркетинге принятие решений на основе исследований — это норма уже даже для среднего бизнеса в Украине, не говоря уже о международных или крупных украинских компаниях. В PR такая практика еще не является общепринятой, но это вопрос ближайших 5-7 лет.

 

Результат исследования только для вас и ваших клиентов?

Первыми о результатах исследования узнают наши клиенты. Затем, спустя несколько дней, мы выкладываем презентации и другие материалы на нашем сайте, где все желающие могут его скачать. Т. е. в какой-то мере этот проект полезен для рынка.

 

Многие компании пользуются другими метриками, обходятся без затрат? Понимаю, что вы авангардисты, но все же, какова экономическая целесообразность данной инициативы?

Для нас PR&Communications Guide — это, во-первых, ответы на наши собственные вопросы. Во-вторых, это возможность предоставить дополнительные сервисы нашим клиентам, крупные компании привыкли принимать решения на основе исследований. В-третьих, это возможность расширить круг контактов и рассказать о себе тем, с кем мы пока не работаем — не только в Украине, но и в Казахстане и Азербайджане. Мы еще не готовы оценить прямой экономический эффект от этого исследования. Но мы повышаем узнаваемость нашей компании и формируем репутацию профессионалов в своей области.

 

Вопросы, которые задаются в ходе исследования, меняются-корректируются?

Расскажите о методологии исследования.

PR&Communications Guide изучает доверие обеспеченных потребителей в четырех аспектах: доверие к основным общественным институтам (государству, бизнесу, власти), доверие к каналам и формам коммуникаций, доверие к факторам репутации компаний и влияние доверия на потребительское поведение.

 

В этом году мы добавили несколько важных блоков вопросов — о доверии к общественным и международным организациям, а также о восприятии обеспеченными потребителями социальной ответственности компаний. Исключили несколько вопросов, ответы на которые нам показались уж очень очевидными, например, о доверии к странам-производителям товаров.

 

Исследование проводится методом компьютеризированных телефонных интервью (CATI) — 200 интервью с обеспеченными потребителями в возрасте 24-55 лет, которые приносят основную или значительную часть дохода в семье. География: Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса и Львов.

 

Поскольку украинцы склонны занижать и скрывать свой реальный уровень дохода, для определения обеспеченных потребителей используется шкала субъективной оценки благосостояния.

 

Обеспеченными мы считаем потребителей, которым хватает доходов на еду, одежду и другие покупки, но для покупки дорогостоящих вещей (к примеру, телевизор или холодильник) нужно накопить или занять. И тех, кому хватает на еду, одежду и дорогие покупки, а для приобретения автомобиля или квартиры нужно накопить или занять. Потребителей с более низким уровнем дохода мы не относим к обеспеченным и не включаем в это исследование.

 

 

Чем результаты последнего исследования отличаются от прошлогодних. Назовите самые яркие?

Мы видим, что в 2010 году наблюдается рост доли обеспеченных потребителей, а также рост их доходов. Обеспеченные потребители больше доверяют общественным организациям (37%) и бизнесу (32%), нежели власти (13%). При этом, сохраняется парадоксальная убежденность большинства в том, что правительство должно осуществлять более жесткий контроль над бизнесом.

 

Вместе с тем, в 2010 году доверие к государственной власти возросло (с 8% в 2009 году до 13% в 2010). Большинство обеспеченных потребителей считает, что правительство скорее создает благоприятные условия для крупного бизнеса, скорее не создает — для среднего и в наименьшей степени создает для малого бизнеса.

 

Самое высокое доверие оказывается компаниям, работающим в области техники и связи, самое низкое — страховым и медицинским компаниям. В 2010 году доверие к банкам возросло (на 10 п.п. с 21% до 31%), что сопровождалось 20%-м ростом депозитов физических лиц.

 

60% обеспеченных потребителей скептически относятся к понятию социальной ответственности компаний. При этом отдельные проявления социальной ответственности большинство респондентов считает важными.

 

Если говорить об источниках информации, то в 2010 году интернет становится лидером для обеспеченных потребителей (чем выше доход, тем интенсивнее пользование). Большинство также регулярно смотрит новости на ТВ и читает деловую прессу. При этом, статьям в специализированных журналах и деловой прессе доверяют в 2 раза больше, чем интернету и ТВ.

 

Ирина Рубис

 

Расскажите друзьям про новость