Выбор эффективного носителя рекламы
И без того сомнительная популярностью в рекламной среде муниципального транспорта (троллейбусов, автобусов, трамваев) по сравнению со стабильными маршрутными автобусами «Богдан» усугубляется новым распоряжением КМДА № 1445 от 24.12.09. Это распоряжение выводит процесс и сроки согласования рекламы поистине на космические измерения.
Чтобы выбрать эффективный носитель для вашей рекламы, ниже приводим 10 основных тезисов, сравнивающих два самых часто встречающихся носителя. Это частный маршрутный автобус «Богдан» и «сборная солянка из старых и новых «МАЗов», «ЛАЗов», «Шкод», «ЗИУ», «ЮМЗ», и т.п. принадлежащих городу. 1. Выход на линию по официальной информации КП «Киевпасстранс» городских «МАЗов», «ЛАЗов», «Шкод» и т.п. согласно хозяйственным договорам не менее 180 часов в месяц, в то время как количество часов на линии маршрутного автобуса «Богдан» около 464 часов, соответственно усредненный выход в месяц — 11,25 полных дней МАЗ и 29 — «Богдан». Это объясняется тем, что владельцы маршруток «Богдан» имеют частную форму собственности и заинтересованы в эксплуатации транспортных средств в полной загруженности (приблизительно 16 часов в сутки). Муниципальный автобус типа «МАЗ», как правило выходит посменно по несколько часов в день, остальное время часто находится на территории парка (депо), именно исходя из такой загруженности сделаны расчеты по загрузке полных рабочих дней.
2. Популярность автобусов «Богдан» на всей территории Украины по сравнению с «МАЗами», ЛАЗами», «Шкодами» в среде рекламодателей также обусловлено кроме времени нахождения на маршруте, также большой скоростью прохождения по маршруту в 2,2 раза, а значит, увеличением числа повторных контактов, что принципиально важно для имиджевой рекламы направленной на информационную узнаваемость бренда.
3. В бортовой поверхности автобусов «Богдан», по сравнению с «МАЗами» и другими муниципальными форматами доминирует металлическая бортовая поверхность, а не стеклянная, что является не только экономически выгодным с точки зрения расходов на производство (стоимость обычной пленки дешевле чем перфорированной), но и отражается на контрастности подачи имиджа, дело в том, что пленка One Way Vision обладает 50% площади под полноцветную печать.
4. Если придерживаться усреднённой маршрутной программы на 10 единиц транспорта — 10 маршрутов с пропорциональным равномерным покрытием города, исходя из общих пропорций старого и нового подвижного состава, находящегося на балансе в муниципалитете (новые «МАЗы», старые «Шкоды» и «ЮМЗ» КП «Киевпасcтранс»), не представляется возможным предложить клиенту все абсолютно новые машины из числа, к примеру, 10 выбранных маршрутов. А это означает, что даже при рекламной компании в 10 единиц, приблизительно в половине случаев придется комплектовать старым подвижным составом, с 20-30 летним эксплуатационным сроком, а по стоимости как новые «МАЗы». При размещении рекламы на «Богданах», подрядчики — операторы рекламы, как правило, почти всегда могут подобрать подвижной состав с хорошим эксплуатационным видом либо из числа новых «Богданов» (А-91, А-92), поступивших в прокат.
Трудно не согласиться с утверждением, что залатанная, проржавевшая поверхность старых муниципальных носителей («Шкода», «ЮМЗ», «ЗИУ»), даже на 5-6 машинах из 10 единиц программы будет являться лучшим экстендером для рекламирования ТМ и продуктов.
5. Реклама на маршрутном такси, как с точки зрения аренды, так и производства значительно дешевле, чем реклама на муниципальном транспорте, т.к. реклама изготавливается самоклеющимися виниловыми плёнками и не требует перекраски всей бортовой поверхности, как в случае с троллейбусами.
Ориентировочная стоимость проката и производства программы на 10 троллейбусах типа «МАЗ» или «Шкода», к примеру, на 6 месяцев, будет сопоставима со стоимостью 16-17 единиц маршрутных автобусов «Богдан» (аренда плюс производство).
6. Работая с частными крупными предприятиями, имеющими на балансе сотни автобусов типа «Богдан», оператор рекламы всегда имеет больше рычагов воздействия по таким вопросам как: соответствие на протяжении срока проката выбранного рекламодателем маршрута. Частые городские реорганизации муниципальных старых и новых машин, связанные с маршрутами и дислокации машин на депо вообще, вносят диссонанс в изначально выбранные рекламодателем маршруты. Большая частота моек частного подвижного состава (маршрутные автобусы «Богдан») объясняется повышенными требованиями работников ГАИ к «частным» носителям. Трудно даже себе представить остановленный троллейбус или трамвай работником ГАИ с претензией о внешнем виде общественного транспорта.
7. Выбор рекламодателей в пользу частных компаний т.е. выбор автобусов типа «Богдан» объясняется также и в непредсказуемыми по продолжительности сроками, необходимыми для согласования документов «в городе» на городские «МАЗЫ», «Шкоды» и другие носители. Такое согласование эскиза и маршрутной программы может занять от нескольких дней до нескольких недель. Новый порядок размещения рекламы, вступивший в силу с января распоряжение КМДА № 1445 от 24.12.09 вообще ставит под сомнение возможность физического оформления согласований быстрее чем за 1 месяц!!!
В случае с частными компаниями, представляющими автобусы типа «Богдан» процесс подачи машин под рекламу занимает часы. В некоторых городских депо даже после окончания процесса согласования рекламы, подвижной состав, как правило, троллейбусы физически могут предоставить под работу только на выходные дни. Частные же перевозчики предоставляют беспрепятственно свои «Богданы» в ночное время, что полностью устраивает операторов-изготовителей рекламы.
8. Подготавливая по пожеланию заказчика — рекламодателя маршрутную программу, оператор — подрядчик сможет предложить вместо городского «микса» типов транспорта как носителей рекламы («МАЗов», «ЛАЗов» «Шкод», «ЮМЗ», «ДАКoв», «ЗИУ» и т.д.) унифицированный носитель рекламы европейского типа как «Богдан», как в Киеве так и в ряде городов Украины. Это упрощает работу менеджера по рекламе по согласованию оригинал-макета.
Важно отметить, что в некоторых городах страны, например Днепропетровск, Кривой Рог — есть вообще уникальные в прямом смысле троллейбусы и трамваи из старого подвижного состава, с переделками мастеров в депо, начиная от расположения окон до кузовных изменений. Такие моменты также будут вносить сложность в адаптацию большого количества типов разных троллейбусов под один эскиз.
9. Повышенный интерес рекламодателя к маршрутным автобусам типа «Богдан» также объясняется желанием экспонировать свою рекламу на более эстетичных, не старых носителях. Даже если попытаться абстрагироваться от проржавевших «Шкод», «ЗИУ» и «ЮМЗ» и остановить свой выбор на новых «МАЗах» и «ЛАЗах», реклама на стекле, которая здесь преобладает над площадью жёсткого борта, всегда будет в 2 раза менее яркой, чем на борту маршрутного автобуса «Богдан». Это объясняется тем, что согласно «Закона Украины про Рекламу», на стеклянных поверхностях допускается использование только перфорированной плёнки, как правило с половиной площадью просвета.
10. Вопрос о замене необходимой запчасти у частного перевозчика решается «день в день», чтобы поставить в строй четырёхколёсного «добытчика денег». Перебои с запчастями из-за бюрократической рутины или вообще из-за отсутствия денег в троллейбусных парках городов как ранее так и сейчас — обычное дело, особенно в мегаполисах восточного региона и в городах Автономной Республики Крым. Кстати, размещая рекламу на трассе Симферополь-Ялта в сезон, Вам вообще могут предложить раритетную «Шкоду», выпущенную 40 лет назад. Запчасти на них уже точно никто не выпускает. Насколько стабилен такой носитель — решать Вам.
Александр Ткаченко