Все, что не убивает телевизионный бизнес, трансформирует его
18 Окт 2018, 08:13

Все, что не убивает телевизионный бизнес, трансформирует его

Директор диджитал-направления «1+1 медиа» Анна Ткаченко привезла инсайты с телерадиовещательной конференции IBC

Уничтожит ли интернет телевидение? Пожалуй, один из самых популярных вопросов, который можно услышать от людей, которые впервые сталкиваются с ТВ-бизнесом. 

Сегодня Украина в большинстве своем наследует глобальные тренды в медиабизнесе. Мы в «1+1 медиа» также вдохновляемся зарубежным опытом, стараясь постоянно улучшать наши подходы. Ведь происходящее сейчас на рынке ведущих стран рано или поздно придет и к нам. Вопрос лишь в том, как мы будем относиться к новшествам — приветствовать их или бояться. 

Несколько недель назад я посетила конференцию IBC в Амстердаме, где спикеры из Viacom, BBC, YouTube, Netflix и других игроков глобального медиарынка поделились видением и кейсами трансформации их компаний. Изучение их опыта и историй — хороший шанс избежать ошибок западных коллег и возможность наследовать лучшие практики ведения бизнеса.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Анна Ткаченко
директор диджитал-направления и директор по стратегии и развитию группы «1+1 медиа»

Всегда выигрывают зрители

«Золотой век ТВ» — такими словами характеризуют состояние дел ведущие медиакомпании. Ведь при том количестве инвестиций в съемки, технологические платформы и контент в выигрыше всегда остается зритель, а бытовой вопрос «что сегодня по телеку?» становится историей благодаря умным системам рекомендаций и персонализации. В развитых странах уже можно наблюдать то самое будущее медиа, которое уже наступило там и к которому стремимся мы. И без инноваций тут не обошлось.

Подрывные технологии меняют не только расстановку сил на рынке, но и бизнес-модели. Возглавляют эти изменения, как их называют за рубежом, «Five Giants»: Netflix, Amazon, Apple, YouTube и Facebook. Все эти компании — больше не платформы для просмотра видео, а глобальные контент-креаторы. И намерения у них серьезные: в 2018 году Apple инвестировал $1 млрд в контент, Amazon — $6 млрд, а Netflix — $8 млрд. YouTube не отстает и запускает собственный сервис под названием YouTube Prime, на котором размещен его платный контент собственного производства. 

И если для потребителя обилие и доступность разнообразного контента на глобальных платформах — это хорошо, то на горизонте локальных игроков появились серьезные вызовы. В ответ локальные медиакомпании пытаются конкурировать в нишах, где они занимают исторически сильные позиции. Например, Netflix — это супермаркет контента, а Discovery работает с вертикальными продуктами про спорт и путешествия. Также существуют объединения в диджитале медиакомпаний, которые создают вокруг национальных и культурных особенностей платформы для потребления контента. К примеру, национальный телеканал France Televisions объединился с двумя локальными коммерческими сетями TF1 и M6. Вместе они запустили ОТТ-сервис видео по подписке Salto, чтобы бороться с Amazon и Netflix. 

Ведь, несмотря на технологическую оснащенность глобальных игроков, в первую очередь, конкуренция происходит на уровне контента. Тем не менее «финансовая подушка», которая есть у большой пятерки, открывает возможность для экспериментов и производства бОльшего количества продуктов.

Анна Ткаченко
директор диджитал-направления и директор по стратегии и развитию группы «1+1 медиа»

Битва за таланты

Контент создают люди, поэтому конкуренция за зрителя косвенно влечет за собой борьбу за специалистов, которые способны генерировать прибыльные проекты. При таком раскладе технологии и деньги помогают в полной мере раскрыть и визуализировать идею, а также удержать автора на месте работы. Поэтому Netflix параллельно с инвестицией в съемки не жалеет денег на открытие новых продакшенов и поиск талантов. Уже сегодня они работают в 16-ти странах и производят контент на 16-ти языках. 

Таким образом, поиск и удержание талантов — один из вызовов не только для глобальных, но и локальных медиакомпаний, которые на своей территории начинают конкурировать за таланты с глобальными игроками. Поиск идей и умов актуален не только для зарубежных игроков. В Украине «1+1 медиа» ежегодно проводит питчинг идей для сериалов The Net Big Thing. В этом году мы получили более 900 работ, из которых выбрали победителей не только среди телевизионного формата, но и проектов для интернет-платформ: YouTube, Instagram, Facebook.

Идея на миллион

Телевизионные компании, которые долго работают на рынке, могут не только успешно дистрибуцировать признанные ТВ-бренды в интернете, но и создавать на основе ранее выпущенного контента новые успешные истории. И мне кажется, что компания Viacom, которая владеет детско-подростковым телеканалом Nickelodeon, справилась с этим на отлично. 

Мультсериал «Губка Боб Квадратные Штаны» в свое время был первым малобюджетным проектом вещателя, который добился высокой популярности во время телевизионных эфиров. Однажды маркетологи Nickelodeon решили узнать, как потребляют их контент на разных платформах. Тогда они пришли к ожидаемому выводу, что на телеэкранах их смотрят, в основном, дети. Но они очень удивились, когда узнали, что существует огромное Facebook-комьюнити мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны», а возраст его участников составляет 18-30 лет. Выяснилось, что все эти ребята выросли на мультсериале и ностальгируют за ним. Поэтому Nickelodeon запустил короткие истории для интернета про второстепенных персонажей мультсериала и достиг огромного успеха. 

Второй подобный кейс компания Viacom реализовала на другом своем телеканале — MTV. Есть форматы телешоу, которые называют EverGreen. Проект Cribes (в Украине шоу называлось «По домам!») — яркий представитель этой когорты. Так вот, в начале 2000-х благодаря этому шоу можно было увидеть быт знаменитостей: что в гардеробе, как выглядит квартира и т.п. Во времена, когда интернет не был массовым, 30-минутные выпуски шоу на ТВ пользовались большой популярностью. Недавно телеканал перезапустил это шоу для интернет-аудитории благодаря сотрудничеству со Snapchat. Два сезона по 16 видеовыпусков в вертикальном формате сториз получили 10-миллионный охват. Адаптация признанной истории под новые платформы и формат оказалась удачным экспериментом.

Замкнутый круг для паблишеров и репрессии Цукерберга: Анна Ткаченко рассказала о проблемах с измерителем, диджитал-трансформации и стадных инстинктах брендов.

Конкуренция и партнерство

Успешные западные медиакомпании умеют поразительные, на первый взгляд, вещи: одновременно быть конкурентами и при этом создавать совместные дорогостоящие проекты. Для обозначения подобного типа партнерства даже существует название «Frenemies», от слова Friends (друзья) и Enemies (враги). Например, в лице Frenemies локальные медиакомпании видят глобальных игроков, таких как YouTube, Netflix, Apple, но при этом выверено с ними работают над совместными долгосрочными проектами. Также локальные медиакомпании объединяются, сотрудничают, делают между собой коллаборации, чтобы иметь противовес глобальным игрокам и защитить свои локальные интересы. 

Выстраивание партнерства — это тоже навык, без развития которого украинский медиарынок не сможет выжить. Ведь будущее ТВ — в лучшем выборе качественного контента, полезных рекомендациях и хорошем пользовательском опыте. Благодаря этим трем китам телевидение трансформируется, а не исчезает.

Расскажите друзьям про новость