Виноделы выбирают опт
Количество оптовых торговцев алкоголем в Украине стремительно сокращается. Вытесняемые крупными производителями, которые входят в общие холдинги с дистрибуторами, оптовики уходят преимущественно в ритейл. Первым таким примером перепрофилирования стала компания «Фоззи» (магазины «Сільпо», «Фора», «Фоззи», «Днепрянка», аптеки «Будь здоров», интернет-магазин Gonza). «Баядера» создала торговую сеть «Эко-маркет», днепропетровская компания «Сальве» развивает сеть «Большая ложка», группа компаний «Таргет» — одноименную сеть в Харькове.
Многие региональные компании уходят из-за изменения структуры рынка и высокой стоимости лицензии на оптовую торговлю алкоголем, которая сейчас составляет 500 тыс. грн. в год.
В то же время крупные производственные холдинги выстраивают собственные системы прямых продаж. Так, монстры алкогольного рынка — ЛВЗ «Хортиця», группа компаний «Союз-Виктан», холдинг «Баядера» и корпорация «Логос» — уже перешли на прямую дистрибуцию.
Следуя их примеру, ведущая винная компания Грузии «Телиани Вели» (Teliani Valley) основала в Украине собственную дистрибуторскую компанию «Телиани Трейдинг Украина» (Teliani Trading Ukraine). 100%-ная дочерняя компания Teliani Valley начала свою деятельность и получила все необходимые разрешения и лицензии на занятие импортом и дистрибуцией вина и алкогольных напитков в Украине, а также стала единственным импортером продуктов Teliani Valley в стране.
Планируется, что «Телиани Трейдинг Украина» будет продавать на территории Украины более 70% экспорта. Компания планирует увеличить объем продаж в Украине на 35%, до 800 тыс. бутылок вина. Всего «Телиани Вели» планирует в 2008 г. выпустить 2 млн. бутылок вина, из которых 80% пойдет на экспорт. Около 70% продаж вина и алкогольных напитков в Украине будет осуществлять непосредственно «Телиани Трейдинг Украина».
Предыдущий импортер и дистрибутор, компания Olever продолжит дистрибуцию в
сегменте HoReCa (15% продаж вина и алкогольных напитков). Дистрибуция в других розничных торговых точках, в особенности за пределами Киева, будет осуществляться путем привлечения субподрядчиков.
Как сообщил «і» член совета директоров «Телиани Вели» Эли Энох, решение о создании собственной компании объясняется стремлением увеличить продажи и поднять дистрибуцию на новый уровень. «У нас будет более агрессивный подход, будем больше тратить деньги на маркетинг»,— отмечает он. Однако, по словам Эли Эноха, это все — в 2009 г., а пока компания активно анализирует украинский рынок.
Польская водочная компания Grupa Sobieski (входит во французскую группу Belvedere), еще один заморский производитель и дистрибутор, приобрела Черкасский ликеро-водочный завод (ЛВЗ). Поляки будут выпускать на нем водку под своим основным брендом — Sobieski. Поначалу компания планирует сбывать алкоголь с помощью украинских операторов, однако в перспективе все-таки налаживание собственной системы продаж.
По словам директора ассоциации СОВАТ (Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака) Владимира Демчака, украинский рынок становится все более привлекательным по объемам и по доходности.
В холдинг АО «Телиани Вели» входят АО «Телиани Вели» (производство вин), «Ле Кавказ» (производство бренди), «Телиани Трейдинг» (дистрибуторская компания) и «Купа» (производство дубовых бочек). Компания «Телиани Вели» занимает 50% рынка Грузии по продажам бутылочного вина. В 2007 г. было реализовано 1,5 млн. бутылок, из которых 70% пошло на экспорт в 25 стран. Наибольшая доля приходится на Украину (35%) и США (13%). Компания производит вина под ТМ «Телиани Вели» и «Старая Колхида», чачу и бренди «ЛеКавказ».