Вьетнамский фен-шуй: опыт успешного бизнес-запуска в азиатской культуре
04 Авг 2016, 11:00

Вьетнамский фен-шуй: опыт успешного бизнес-запуска в азиатской культуре

Тонкости и первые впечатления кросс-культурной работы во Вьетнаме глазами Виктории Михно

Последние несколько месяцев я провела во Вьетнаме, Хо Ши Мине, вместе с коллегами запуская Timhome.vn (маркетплейс по продаже и поиску недвижимости), часть Homsters.com, property tech start-up. Да-да, во Вьетнаме для вьетнамцев. И коллегами в данном случае я называю украинцев, поляков и вьетнамцев. За этот период успешного старта я для себя открыла много нового в управлении людьми, научилась работать в режиме «слепой котенок», вышла на совершенно новый уровень терпения и гибкости (80 уровень, как минимум, по моей внутренней шкале). 

Еще я влюбилась в азиатскую культуру и стала еще больше ценить Украину. Моя подруга-писательница посоветовала мне начинать писать книгу. Не уверена, что до этого дойдет, но, как минимум, до небольшой колонки руки дошли. Делюсь первыми впечатлениями кросс-культурной работы во Вьетнаме.  

Виктория Михно
Руководитель отдела по развитию бизнеса в KMPG Ukraine

Вьетнам — начальная школа, Украина — средняя школа

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

«У соседа трава зеленее», «В ХХХХХ (подставьте любую страну) лучше / легче / дешевле / больше зарплаты» — такие фразы мы часто слышим в разговорах с друзьями, коллегами. Когда я слышу такие разговоры всегда задаю один вопрос «скажите, пожалуйста, а это ваш личный опыт или кто-то рассказал?». Если ответ «слышал, друг друга рассказал», тогда у меня есть определенные сомнения в объективности и достоверности таких аналитических заключений. А вот если человек прожил или проработал в X стране Y период, такого рода разговоры приобретают необыкновенно яркие краски — краски культурных и ментальных отличий. Вот это один из тех факторов, который меня моментально «включает» в дискуссию.

Вьетнам — это начальная школа

Уровень специализации, культуры ведения бизнеса сначала вызывает улыбку и удивляет, потом впечатляет, затем требует терпения и микро-менеджмента. Как говорят коллеги, это как «вести бизнес с учениками начальной школы». Представьте ребенка, который хочет вас немного поводить за нос, он хитрит, придумывает истории, с наивностью веря, что вы не раскусите его хитрость. В это время вы наблюдаете за этим процессом, понимаете всю очевидность происходящего и размышляете как бы деликатно исправить ситуацию, чтобы человек «не потерял лицо», так, как «потерять лицо» для азиата недопустимо. В таких ситуациях гибкость мышления и эмоциональный интеллект (EQ) очень помогают.

Украина — это Европа, это «свой белый человек»

Вьетнамцы очень приветливо и дружественно относятся к иностранцам. Украинцев они идентифицируют с русскими, вспоминая с любовью советские времена, когда многие из них учились в Москве. До сих пор Вьетнам имеет достаточно хорошие связи с Россией, поэтому иногда приходиться вступать в деликатные образовательные беседы «Украина — это не часть России». Старшее поколение старается вспомнить свой запас русских слов и как дети радуются, если вы им ответите по-русски, и они все поймут. И поверьте, чтобы увидеть эту детскую улыбку у взрослого человека, вам будет даже приятно сказать несколько слов по-русски.

Экспат комньюнити в Хо Ши Мине достаточно активно: делится опытом, обсуждает бытовые вопросы жизни, избытка в общении вы совершенно не будете испытывать. В зависимости от ваших предпочтений, вы сможете общаться либо с вашими земляками, либо с совершенно разными людьми, выбирая их совсем не по признаку национальности, а по общим интересам, взглядам либо специфике вашего бизнеса.

В стране считывается любовь и стремление к иностранному. При этом Украина тут очень четко идентифицируется c Европой, ассоциируется с хорошими знаниями, красивыми и добрыми людьми. У женской половины Вьетнама ярко выражен культ «белой кожи» — вся косметика отбеливающая, все старательно, в 40-градусную жару, передвигаясь на мопеде, прячут все части тела, надевая перчатки, шлемы, закрывая ноги и руки.

Вьетнам — это коммунистическая страна с ярким социалистическим прошлым

За счет общего советского прошлого украинцы могут достаточно быстро начать понимать вьетнамцев. Тут ключевое слово «начать», т. к. мы можем понять советскую составляющую, а вот с азиатской составляющей нам не так просто разобраться, it takes time.

Вьетнамцы активно используют административный ресурс, проходят выборы без выбора. Они однозадачные, часто с последовательным выполнением задач, очень ценят семью и волнуются о своем здоровье. Гордятся обычаями и, как не удивительно, умеют молиться и очень трепетно относятся к ритуалам и фэн-шуй. Новоселье в офисе, к примеру, обязательно сопровождается визитом фэн-шуй мастера, которые проверит, где должен

сидеть руководитель, какой стол поставить в переговорке и т. д. Этот процесс настолько важен, что если фэн-шуй мастер решит, что новостройка построена не «по фэн-шуй»,

то ни одна квартира в этом доме не продастся.

Вы быстро привыкаете давать визитки двумя руками, держась за края этой маленькой визитки и внимательно рассматривая ее содержание с двух сторон на протяжении 1–2 минут, это уважение к человеку и компании, которую он представляет.

Хоть в Советском Союзе и не было религии, во Вьетнаме она заменяется традициями родителей и какими-то поверьями. К примеру, в мае празднуют середину года — в офис приносят дары и коллективно молятся со всей серьезностью и верой за business prosperity, с такой верой, которую не всегда встретишь в наших православных храмах.

Вьетнам — это greenfield cо скоростью света

Украинцам стоит однозначно поучиться гибкости и предпринимательству у вьетнамцев. Такой скорости переключения в виде деятельности и умения из маленького холодильника и мотоцикла сделать небольшой бизнес, я не видела ни в одной стране. Каждый второй тут предприниматель, и, в системе ценностей, работа «на дядю» занимаем место после семьи, еды, своего маленького бизнеса, друзей… Рассчитывать на долгосрочную лояльность сотрудников также не приходится, поэтому все процессы должны быть максимально автоматизированы.

Вьетнам — это огромный рынок с 94 млн населением,ростом в год ВВП в 6%, который формирует неограниченные возможности особенно для технологичных стартапов, решающих проблемы потребителей. Именно этим во Вьетнаме и занимается Timhome.vn, помогая вьетнамцам строить фундамент для крепкой семьи через осознанный выбор, проверенную информацию для осуществления покупки жилья.

В бизнесе решения принимаются достаточно долго и крепко привязаны к сети твоих контактов и рекомендаций, а вот после принятия решения ожидается, что вы должны быть способны в течение нескольких дней запустить проект. Выжить в таких условиях можно лишь с сильными коммуникационными навыками, отличной адаптивностью и высоким EQ.

Украине есть чем гордиться и чему научить вьетнамских специалистов, Вьетнам способен нас также научить пытливости ума, открытости к различиям

Виктория Михно
Руководитель отдела по развитию бизнеса в KMPG Ukraine

Украинско-вьетнамский коктейль — рецепт успешного запуска бизнеса

Что забыли украинцы во Вьетнаме и почему они решили создавать бизнес в Южно-Восточной Азии? Резонный вопрос. Команда Homsters.com видит возможности и не боится заходить в зону тотальной неопределенности. Компас настроен на миссию помочь людям комфортно приобрести жилье через использование современных онлайн технологий. Смело могу сказать, что мы успешно реализовали коммуникационную стратегию запуска бизнеса во Вьетнаме in-house усилиями вьетнамской команды.

Рецепт нашего успеха — адаптация под вьетнамские особенности и использование международных практик. У нас не было задачи изменить рынок и привести его к каким-то известным нам стандартам. Мы изучили специфику работы и где-то нам пришлось смириться с неоднозначными практиками. К примеру, во Вьетнаме требуется государственная лицензия на проведение пресс-конференции, для ее получения необходимо за 2–3 недели подготовить детальное описание мероприятия со всеми презентационными материалами, списком спикеров и их выступлениями, существует понятие media tips (конвертов), как особого вида глубокой благодарности журналистов за посещение мероприятия, и, конечно же, ни одно мероприятие не может пройти без lucky draw. 

Некоторые вещи мы видоизменили, другие вынуждены были реализовать по установленным правилам, получился украинско-вьетнамский коктейль, который позволил за короткий период сформировать базовое знание о бизнесе и заложить фундамент для дальнейшего успешного развития.

Если попробовать сравнить Украину и Вьетнам с точки зрения ведения бизнеса и зрелости коммуникационного рынка, то возникает картинка начальной и средней школы. Украине есть чем гордиться и чему научить вьетнамских специалистов, Вьетнам способен нас также научить пытливости ума, открытости к различиям. Наши знания универсальны и применимы к другим странам при одном важном условии — наличии EQ и высокого уровня гибкости / адаптивности. Работа в азиатских странах требует терпения, предприимчивости, открытости и готовности делать 100 ошибок в поиске правильного подхода для достижения взаимопонимания. Как правило, это отличная возможность сделать тест-драйв своей толерантности, терпимости и разносторонности. Для команды Homsters.com & Timhome.vn этот вызов принят, как мы говорим — challenge accepted!

Расскажите друзьям про новость