Виктор Варницкий: «Мы стараемся из сюжетов делать минифильмы»
29 Фев 2016, 12:05

Виктор Варницкий: «Мы стараемся из сюжетов делать минифильмы»

Шеф-редактор «Фактів тижня» о бренде еженедельника с историей в 10 лет и почему украинский зритель не будет смотреть новости в стиле «Евроньюс»

Виктор Варницкий уже не первый десяток лет на телевидении. Ранее он был собкором УТ-1, работал в программе «Параграф», «Вікнах» (СТБ), «Вісті з Миколою Канішевським» и т.д. И вот уже 10 лет на «Фактах тижня з Оксаною Соколовою» ICTV в качестве шеф-редактора. Что изменилось в информационном вещании за эти годы и как удалось создать бренд публицистического еженедельника с поразительной для ТВ историей в 10 лет – Виктор Варницкий рассказывает в интервью. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Виктор Варницкий попал в тележурналистику благодаря случаю. После окончания университета полгода проработал военным переводчиком на затерянном среди песков Туркменистана полигоне, где африканских и арабских друзей СССР обучали ракетному делу. Там же коллега посоветовал Виктору попробовать себя на радио. И началось. Радиогазета, потом областное радио, потом телевидение, редакторство и работа в поле на Черкасском телевидении, собкор УТ-1, программа «Параграф» на «Вікнах» (сейчас СТБ), «Вісті з Миколою Канішевським», год работы на ОРТ, программа «Перехрестя», проект «Тим часом» на ICTV. И вот уже 10 лет на «Фактах тижня з Оксаною Соколовою» в качестве шеф-редактора. 

Виктор, вы помните, как начинался проект «Факти тижня»? Какая цель была поставлена перед командой изначально и как она изменялась на протяжении 10 лет?

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Еженедельник начинался с хронометража в 25 минут, теперь уже полтора часа. Вспоминаю первые сюжеты февраля 2006 года: торговые войны с Россией, борьба с коррупцией, квартирные махинации, протесты мусульман после публикации в Дании карикатур на пророка Мухаммеда… Такое впечатление, что и не было этих 10 лет. Мы постоянно были в поиске: тем, рубрик, визуализации. Ставку делали (и это осталось неизменным) не на «говорящие головы», а на картинку, динамику. На легкий ироничный стиль подачи. Такими ироничными у нас были, например, «цитати тижня» — фирменное блюдо, которое нравилось как зрителю, так и медийщикам.  

Каждый сюжет должен был быть маленьким блокбастером. По всем законам жанра, с обязательными конфликтом и интригой. Ярко и популярно о серьезных вещах. 

Виктор Варницкий
шеф-редактор публицистического еженедельника «Факты тыжня»

Мы начинали с доли зрительской аудитории меньше 6%, а уже в конце сезона этот показатель вырос вдвое. Постепенно увеличивали хронометраж, команда пополнялась новыми сильными журналистами и режиссерами, подача становилась более современной и интерактивной. Но главные принципы оставались неизменными: профессионализм, честность перед зрителем, объективность, современность, командность. Помню, на одной из первых летучек я сказал может и банальную вещь, но важную для понимания работы: телевидение – это командная игра, и даже звездный состав не гарантирует успеха. Побеждают только те команды, которые состоят из сильных индивидуальностей, способных играть вместе. И еще одно очень жесткое правило нашей команды – никаких заказух, политической ангажированности, вкусовщины. Не воспринимаем мы и того, что называют журналистским киллерством, а это, как не печально, процветает и после Революции достоинства. Даже в непростые годы цензуры и давления властей мы этим не занимались.  

Как изменился набор тем в итоговом новостном еженедельнике? Насколько повлияли на тематику события на Майдане?

10 лет для информационно-аналитической программы – это очень много. Понятно, что все время надо подправлять тюнинг, менять какие-то детали на современные, но при этом не сбиться со своего пути, не потерять своего зрителя. Самым сложным был 2013 год, начало 2014 — и, думаю, не только для нас. Это был такой своеобразный рентгеновский период для журналистов. Испытание на «вшивость», необходимость проявлять не только профессиональные качества, но и гражданскую позицию, на способность сопротивляться системе, подавать не интерпретации, а реальную картинку, реальные события. Мне кажется, мы это испытание выдержали, о чем говорит зрительское доверие (доля смотрения нашей программы в 2014-2015 годах – один из самых высоких на канале ICTV и вообще по стране).

Если бы репортаж Тани Штан об Иловайской трагедии вышел в эфир где-то в США – он претендовал бы на Пулитцеровскую премию. 

Виктор Варницкий
шеф-редактор публицистического еженедельника «Факты тыжня»

Наши журналисты работали на Майдане все тяжелые дни и ночи: Мирослав Ганущак, Сергей Смальчук, Максим Крапивной, Александр Визгин, Владимир Соколов. В кровавое утро 20 февраля наша группа тоже снимала репортаж и даже засекла снайпера, который вел огонь из гостиницы «Украина». А потом была война, которая многое изменила. У нас появились военные корреспонденты, которые рисковали и продолжают рисковать жизнью на передовой – Станислав Мельничук, Ярослав Минервин, Юлия Плисенко. Наша бесстрашная Таня Штан была во всех горячих точках этой необъявленной Россией войне. Ее репортаж Иловайской трагедии я считаю одним из лучших военных репортажей. Если бы он вышел в эфир где-то в США – не сомневаюсь, претендовал бы на Пулитцеровскую премию. 

Оправдан ли инфотеймент в выпусках новостей и общественно-политических еженедельниках? 

Однозначно оправдан, мы же не программа «Время» советских времен. Сухие факты в бесстрастной подаче почти неодухотворенных дикторов. Забудьте. Не будет наш зритель смотреть и сухие новости в стиле «Евроньюс». Он хочет эмоций, личностную подачу. Может, со мной не согласятся, но телевидение движется в сторону более субъективной подачи событий с ярким личностным взглядом. Иначе оно обречено на проигрыш интернету.  

Сухие факты в бесстрастной подаче почти неодухотворенных дикторов? Забудьте. Не будет наш зритель смотреть и сухие новости в стиле «Евроньюс». 

Виктор Варницкий
шеф-редактор публицистического еженедельника «Факты тыжня»

Вы часто оцениваете контент программы по отзывам в соцсетях? Как находите обратную связь со зрителем?

Мы реагируем и на отзывы в соцсетях (анализируем их после летучек), и на предложенные темы, если понимаем, что они не местечковые, а интересны всей Украине. Таких сюжетов по следам зрительских сигналов у нас немало. Вот недавно на нас вышли морские пехотинцы и пригласили нашу съемочную группу к себе в гости, в Николаев. Репортаж Кати Зиновьевой о том, в каких жутких условиях служит элита Вооруженных Сил Украины, получился резонансным. 

Как будет развиваться проект с учетом актуальных трендов медиапотребления?

Ми все-таки не экстрасенсы и не астрологи, будущее – это их парафия. Вероятно, это будет более интерактивная программа. Чтобы выдержать конкуренцию с интернетом, реакция на события и важные месседжи должна быть мгновенной. Хотя во вселенский стрим я не очень верю. Наш зритель все-же любит истории, киношную подачу. Мы уже сейчас стараемся отвечать этим запросам – делать из сюжетов минифильмы. Динамика и вовлеченность зрителя в то, что происходит на экране, конечно же, будут меняться. Но есть вещи, которые останутся неизменными: талант журналиста, нетрафаретное мышление и подача, нестандартный режиссерский взгляд и еще никогда не врать зрителю. Без этого рассчитывать на успех не стоит.

Расскажите друзьям про новость