Василь Лацанич, вице-президент ОАО «МТС» по маркетингу, о безумном Клондайке и самолетном маркетинге
Василь Лацанич — известная личность на украинском телекомрынке. Много лет возглавлявший маркетинг в «МТС Украина» и в 2011 ставший генеральным директором этой компании, он спустя полгода после своего назначения неожиданно для всех уехал работать в Москву на должность
Василь, насколько увеличился ваш маркетинговый охват после того, как вы переехали работать в Россию?
Сложно даже сравнивать, потому что это совершенно рынки по своему характеру разные. Специфика страны особая, но я управляю маркетингом не только в России, я управляю им в пяти странах. Под моим ведением находится в том числе и Украина, поэтому часть бизнеса для меня понятна и известна. Часть маркетинга — та, что касается России — существенно отличается от украинского по многим причинам, но управлять им точно так же можно, имея определенную базу знаний. Мой более чем
Но адаптационный период
Размер действительно безумный. Первая моя командировка была во Владивосток, это была хорошая школа, поскольку Владивосток находится колоссально далеко. И специфика России заключается в том, что регионы существенно отличаются друг от друга и все вместе колоссально отличаются от Москвы, чего в Украине нет. В Украине более гомогенный рынок, здесь девиация возможных вариантов ведения бизнеса, в том числе и маркетинга, в разных регионах относительно небольшая, в России же она колоссальная. Это множество практически разных стран с точки зрения позиции компании на рынке и ее возможностей на рынке. И, конечно, расстояния играют большую роль.
У меня не было времени на адаптацию, я приехал в августе, а в сентябре полноценно приступил к работе, которая меня сразу же захлестнула. Так что на адаптацию было примерно три недели, и то до начала официальной работы здесь.
В чем основное отличие маркетинга ua и ru?
Здесь гораздо более масштабный маркетинг, чем в Украине. На разные должности я собеседую людей, которых приводит наш
Судя по всему, обратно вас ждать не стоит?
Не знаю, но мне бы очень хотелось вернуться в Украину, потому что Украина — страна, которой мне хочется помочь. Но если сравнивать возможности, то они, конечно, разные.
За то время, что вы работаете в России, вы уже накопили новый опыт? Помогает ли ваша экспертиза усилить украинский МТС?
И да, и нет. Украинский МТС — это очень зрелая компания. Дело не только в возрасте, дело в профессионализме и опыте людей, которые в ней работают. Если честно, им очень тяжело
Расскажите, что придет в Украину через три года?
Я просто назвал те направления, которыми мы занимаемся — конечно, не только маркетингом. Маркетинг в принципе всегда один и тот же, у него есть только одна задача — осчастливить потребителя и взять с него за это как можно больше денег, но не так, чтобы выжать из него деньги, а так, чтобы он заплатил и был счастлив. Это, повторюсь, задача маркетинга, а вот инструменты, которыми мы при этом пользуемся, и услуги, которые мы можем предложить, — это уже другое дело. Выше я назвал самолетом не маркетинг, я назвал самолетом возможности и технологии, которые есть у МТС в сравнении с тем, что есть, скажем, у
Сколько человек в вашей дирекции?
Поскольку в России у меня намного больше направлений, то и численность службы маркетинга гораздо больше. Давайте начнем с размеров: в группе МТС работают 65 тыс. человек. Из них львиная доля, естественно, работает в России. Для сравнения, в Украине работают менее 3,5 тыс. человек, то есть менее 5%. Одна только розница в России — это порядка 14–15 тыс. человек, 4,5 тыс. магазинов (собственных и франшизных). В маркетинге же только в Москве и только в штаб квартире наберется значительно больше 500 человек. При этом подразделений, которыми я либо руковожу напрямую, либо занимаюсь напрямую, косой десяток. Плюс здесь я познал еще и новые для себя роли: я член совета директоров многих компаний, в которых я также несу определенную ответственность.
Это не только
Нет, это компании из околотелекоммуникационных и других отраслей. Я член совета директоров компании «Стрим» — это компания, которая занимается агрегацией видео- и аудиоконтента. Мы там владеем 45%, и я член совета директоров, а также я отвечаю за эту компанию, и ее успехи или неудачи — это мои успехи или неудачи. Также я член совета директоров компании МГТС, а это — 4,5 млн. телефонных линий в Москве, это фиксированная связь, Интернет и телевидение. В этой компании огромнейшую роль играют технологии, потому что мы сейчас занимаемся конвертацией медной технологической сети в чисто оптическую сеть
То есть можно сказать, что как руководитель в Украине вы были в начальной школе, а в России вы в аспирантуре?
Ну, можно так сказать. Если назвать мою обычную работу вузом, то членство в совете директоров — это аспирантура, причем это не вольное посещение, это членство с очень высокой ответственностью. То есть я не просто прихожу и имею право
Не жалеете, что переехали, с точки зрения профессиональных возможностей? Ведь в Украине вы были генеральным директором, это тоже интересный опыт?
Это очень интересный опыт, и если бы не думать о дальнейшей карьере, то на этом можно ставить прекрасную точку. Этим можно заниматься долго и полно, и для меня сначала было неожиданным предложение продолжить карьеру в маркетинге, потому что мне казалось, что эта карьера для меня уже завершена. Мне казалось, что в маркетинге я уже «собаку съел», но когда я столкнулся с маркетингом в России, то понял, что в этой сфере у меня еще очень большие возможности. Я никогда ни о чем не жалею, я и когда в Сибирь уехал, то не жалел.
Вы из Киева никого не потянули?
Нет, у меня была принципиальная позиция никого не брать из Киева. В первую очередь, чтобы не ослаблять киевский офис. Там уже слаженная команда, они хорошо сработаны и я не считаю, что правильно создавать мне комфорт путем дискомфорта в Киеве. Кроме того, перевоз людей сюда был бы исключительно фактором создания комфорта мне здесь, так как, к сожалению, киевляне не обладают теми знаниями, которые имели бы повышенную ценность здесь, на фоне тех портфолио, которыми обладают специалисты в России.
Но у вас, получается, эти знания есть?
Я управленец, а это другой вопрос, потому что управленец сегодня может управлять фермой, а завтра — Boeing; если это хороший управленец, то он справится и там, и там. А я говорю о профессионалах. Тянуть сюда свою команду — это обижать людей, которые работают здесь. Научиться работать с людьми здесь, «встроиться» в них и помочь им «встроиться» в себя — это гораздо более правильная задача.