VAS пошел в интернет
08 Окт 2008, 07:43

VAS пошел в интернет

Операторы сотовой связи постепенно начинают осваивать рынок дополнительных услуг (Value Added Services, VAS)

VAS пошел в интернет

Операторы сотовой связи постепенно начинают осваивать рынок дополнительных услуг (Value Added Services, VAS).
 
Поступления от этой деятельности в будущем должны стать одним из драйверов роста выручки компании. Но пока основные игроки рынка не получат возможности запустить мощные сети третьего поколения, доля допуслуг будет оставаться мизерной.

По итогам первого полугодия VAS наметилась тенденция стабильного роста доходов от скоростной передачи данных. В то же время доминирующий ранее сектор VAS — messaging (SMS, MMS) — будет постепенно терять свою долю, которая по итогам прошлого года составляла около 50% сегмента. Это происходит из-за того, что телефонные звонки в нашей стране зачастую обходятся дешевле сообщения. Такое перераспределение долей в целом должно потянуть вверх и общий объем доходов неголосовых сервисов. В процентом соотношении от общего дохода сотовых операторов доля VAS в 2007 г., согласно ComNews Research, составила 12%. Сейчас приблизительно известно, какова процентная доля VAS в доходах у двух крупных игроков рынка — «МТС-Украина» и «Астелита» (ТМ life:)),— около 18%. «Киевстар» и «Украинские Радиосистемы» Beeline, к сожалению, не раскрывают этих цифр. Но даже по имеющимся данным можно с уверенностью сказать, что в доле допуслуг наметился стабильный рост.

Большие и неторопливые

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Среди операторов не наблюдается однообразия действий в развитии «неголоса». Каждый оператор пока вырабатывает свою собственную стратегию продвижения данного сегмента по мере возможностей и желания.

«МТС-Украина» за последнее время удалось существенно поднять долю VAS за счет внедрения новых сервисов — преимущественно услуги доступа в интернет «МТС-Коннект» и корпоративного мобильного e-mail сервиса Blackberry. В МТС сообщили, что ожидается постоянный рост доли допуслуг в общих доходах на уровне около 10% в год.

«Киевстар», как лидер рынка, видимо, и так пока довольно хорошо живет за счет «голоса». Компания не раздает бесплатные ноутбуки, не считает необходимым строить CDMA-сети. Пожалуй, одним из наиболее существенных предпринятых за последнее время шагов «Киевстара» навстречу VAS можно назвать подписание договора о 3G-роуминге с первым украинским UMTS-оператором Utel («Укртелеком»). Хотя, как видно, руководство лидера рынка осознает, что в будущем только на «голосе» далеко не уедешь. «Динамика роста общих доходов снижается, при этом доходность дополнительных услуг растет несколько более высокими темпами, поэтому мы фокусируем свое внимание именно на них»,— говорят в «Киевстаре».

Наиболее инновационным VAS-разработчиком по праву можно назвать компанию «Астелит». Оператор старается путем привлечения относительно небольших средств предоставить как можно больше сервисов. «В нашем портфолио около 150 различных дополнительных услуг»,— отмечают в компании. «Мы считаем перспективными конвергентные сервисы, поскольку в современном мире мобильный телефон имеет самый большой потенциал среди всех мобильных устройств, чтобы стать мультифункциональным устройством. Он может сочетать в себе функции телефона, лэптопа, ТВ, радиоприемника, фото- и видеокамеры, GPS навигатора и прочего»,— отмечают в «Астелите».

«Украинские радиосистемы» (ТМ Beeline) сейчас начинают вовсю использовать сетевые возможности «Голден Телекома». Главным образом, это касается запущенной компанией недавно под брендом Beeline услуги ШПД в интернет. Кроме того, по словам директора по маркетингу УРС Антона Володькина, планы у компании амбициозные. В будущем в ряд «полезных» услуг (к которым относятся, например, перевод средств, услуга «Кто звонил/На связи») будут добавлены и новые, инновационные для нашего мобильного рынка. Что касается развлекательных услуг контент-провайдеров, то тут тоже есть к чему стремиться: все знают, какого уровня можно достичь в этой индустрии на примере Японии или других азиатских стран, где уровень технологического развития несравненно выше»,— подчеркивает он.

Маленькие, да удаленькие

Интереснее всего рассматривать, как развивается «неголос» у небольших сотовых операторов. К ним относятся все CDMA-операторы и Utel. Большинство хозяев этих компании осознают, что на рынке голоса им делать нечего. Киты рынка берут объемами и низкими ценами, чего нет у сидиэмэйщиков. Поэтому акцент делается на такой допуслуге, как мобильная передача данных. Пожалуй, наиболее успешно в этом отношении развиваются «Телесистемы Украины» (ТМ PEOPLEnet). Сделав при запуске PEOPLEnet полтора года назад основной акцент на голос, руководители оператора быстро поняли, что это не их рынок, и перенесли центр тяжести на интернет. Сегодня ARPU этого оператора составляет — ни много ни мало — $12. А что касается структуры трафика, то 65-70% — это интернет, а остальное — голос. «Есть тенденция, что часть скоростного мобильного интернета будет возрастать, поскольку голосовые услуги в нашей сети дополнительные»,— говорит новый глава PEOPLEnet Олег Большешапов. Выяснилось, что и Utel зарабатывает сейчас в основном за счет интернета. Такая услуга, как видеозвонок, оказалась не очень привлекательной для украинцев на сегодня. Несколько иначе дела обстоят у CDMA-операторов ITC (TM CDMA Ukraine, где сообщили, что доля допуслуг пока не превышает 10% в общей структуре дохода). «Интертелеком», в отличие от ITC, уверенно модернизирует свою сеть до Rev. A уже в течение более полугода. Однако сегмент допуслуг компания только начинает осваивать, так как ранее на протяжении долгого времени работала в основном с голосом. Так, в начале месяца компания первой из сидиэмэйщиков вывела на рынок услугу IP TV и IP-радио.

Абсолютно ясно, что на увеличение или уменьшение доли VAS в общей структуре доходов операторов сотовой связи влияет главным образом поведение лидеров рынка. Однако пока они не получат 3G-лицензии, рынок допуслуг так и будет пребывать в Украине в зачаточном состоянии. И никакие потуги мелких игроков тут не сыграют ключевой роли. Дотянуть до европейских соседей, где процент VAS в доходе операторов составляет 30%, а иногда и 40%, мы пока не сможем. Еще год назад основной допуслугой был пресловутый SMS&MMS (занимал в общей структуре доходов операторов 52% по итогам 2007 г.), а теперь мобильщики начали активно развивать интернет-сегмент и всю связанную с ним мультимедию. Эта тенденция не может не радовать.

Куда идти дальше

В нашей стране еще нет и половины от ассортимента тех допуслуг, которые уже предоставляются в других странах или планируются к выпуску. В основном все допуслуги будущего (украинского) предоставляются на основе скоростных мобильных сетей. Исходя из опыта западных компаний, эти сервисы базируются в основном на скоростной передаче данных в сотовых сетях третьего и четвертого поколений. Речь идет не просто о мобильном интернет-доступе. Это видеосервисы (загрузка видеофильмов и клипов по требованию, просмотр видеоинформации на сайтах пользовательского контента), а также мобильное телевидение. Учитывая тот факт, что к 2011 г., по разным оценкам, от 400 до 600 млн. абонентов будут смотреть телевизионные передачи по мобильным телефонам с помощью разных технологий, как то: DVB-H, HSDPA, крупные вендоры уже предлагают операторам связи решения по организации телевизионных каналов для массовой аудитории. В этот пакет входят такие сервисы, как электронный гид, телевидение с оплатой за просмотр программ, трансляция эфирных каналов, контент по запросу, полный набор сервисов для голосования, загрузка музыки, видеороликов и покупки в электронных магазинах.

Постепенно начинают распространяться и файлообменные сервисы. Для этого операторам связи, безусловно, придется внедрять решения по управлению трафиком в мобильных 3G-сетях. Операторы также возлагают надежду на рынок мобильного маркетинга и рекламы. По оценкам экспертов, в прошлом году объем украинского рынка интернет-рекламы составил $12 млн., из которых объем контекстной рекламы — около $3 млн. Ожидается, что в 2008 г. эта сумма вырастет до $20 млн. Также перспективными являются контент-сервисы, особенно развлекательные — музыкальный контент, игры и контент, генерируемый пользователями (user generated content).

Расскажите друзьям про новость