Команда TABASCO представила проект, благодаря которому можно услышать голос Тараса Шевченко. Дело в том, что первый фонограф для записи и воспроизведения звука был изобретен в 1877 году, через 16 лет после смерти Тараса Шевченко, потому записей голоса писателя не существует. Но сейчас благодаря новейшим технологиям мы можем его услышать. Проект был реализован совместно с компанией Wantent.
Разработку TABASCO посвятило 30-летию Независимости Украины.
Александр Смирнов, сооснователь и креативный директор агентства TABASCO: «Это один из самых сложных проектов нашего агентства, который объединяет культурное ядро Украины с современными технологиями. Результат — голос нации, который ожил, и демонстрация того, на что способен креатив, что такое — сила идеи».
В видеокейсе вместе с внешними экспертами TABASCO рассказали, как, при отсутствии каких-либо записей, удалось синтезировать голос поэта. Для воплощения идеи были использованы точные антропометрические данные, которые удалось установить благодаря его посмертной маске.
Олег Завгородний, Associate Creative Director TABASCO: «Научные исследования подтверждают корреляцию между голосом человека и его характером, темпераментом, внешностью. Подобный проект уже был реализован в Нидерландах, где инициативная группа воспроизвела голос Рембрандта. Но если голос художника — это просто интересно и круто, то стихи, воссозданные голосом самого автора, тем более — одного из символов нации, — это уже в какой-то мере сакральная и очень символическая плоскость».
Чтобы голос максимально соответствовал действительности, к проекту присоединилась группа шевченковедов. Эксперты занимались поиском и анализом дополнительной информации по воспоминаниям очевидцев о внешности, голосе, образе жизни и привычках.
Олег Магдич, заведующий сектором экспозиционной работы в Национальном музее Тараса Шевченко: «Для проекта нам была нужна информация о внешности Шевченко, его голосе, привычках, манере поведения в быту, которую необходимо было разыскать в воспоминаниях его современников. Это был очень захватывающий опыт, ведь всегда интересно узнавать о быте человека, как он жил, что делал. Таким образом мы исследовали то, что не всегда можно прочитать и найти в официальных биографиях, увидеть Шевченко немного с иной стороны».
На основе посмертной маски была создана 3D-модель головы Шевченко. Далее, с помощью многофакторной модели и нейросети, из 108 найденных двойников Шевченко отобрали наиболее репрезентативных. Они максимально соответствовали десяткам сформированных параметров, среди которых: внешность, рост, телосложение, регион, особенности здоровья и другие. На последнем этапе, благодаря технологии нейронного синтеза, были объединены черты трех голосов и воспроизведен голос писателя.
Алексей Шалденко, кандидат технических наук, соучредитель WANTENT: «Наша команда для реализации проекта разработала методологию сбора и обработки данных: голоса, внешности, привычек. С помощью специального web-приложения мы автоматизировали процесс сбора информации и записи сэмплов голоса участников. Все данные были обработаны и проанализированы специальными алгоритмами и переданы в многофакторную модель, которая помогла сформировать рейтинг кандидатов для дальнейшего синтеза голоса Шевченко».
Разработка проекта длилась около года, а участие в нём приняли 150 экспертов из разных сфер.