27 Мар 2009, 14:01

В поисках места под солнцем

Повсеместные кардинальные сокращения бюджетов без светлых перспектив скорого возвращения на исходные позиции сделали бессмысленным наличие отделов маркетинга для многих компаний.MMR решил выяснить, насколько реальны «страшные сказки» рынка труда и где могут найти применение своим способностям маркетологи, попавшие под вал кризисных увольнений

В поисках места под солнцем

Повсеместные кардинальные сокращения бюджетов без светлых перспектив скорого возвращения на исходные позиции сделали бессмысленным наличие отделов маркетинга для многих компаний.MMR решил выяснить, насколько реальны «страшные сказки» рынка труда и где могут найти применение своим способностям маркетологи, попавшие под вал кризисных увольнений. По информации компании HeadHunter, в первые два месяца 2009 года индекс в профессиональной области Маркетинг/Реклама/PR составил 5,3 (соотношение количества резюме к количеству вакансий, размещенных в аналогичный период времени). Для сравнения: зимой прошлого года индекс HeadHunter в этой области был равен 1,5, что свидетельствует о росте конкурса на вакансии более чем в три раза. При этом количество вакансий заметно уменьшилось: объем заказов украинским рекрутинговым агентствам на светлые головы маркетинг-специалистов упал в среднем на 60%, утверждает Виктория Брайченко, маркетинг-менеджер рекрутингового агентства Ancor. По данным HeadHunter, среди немногочисленных заявленных вакансий в январе/феврале 2009 года больше всего искали специалистов в области исследований рынка (18% вакансий) и в сфере бренд-менеджмента (17%). Также достаточно актуальной остается профессия менеджера трейд-маркетинга как наиболее приближенной к реальным продажам. А вот значительных изменений в уровне предлагаемой маркетологам зарплаты по сравнению с летом 2008 года не произошло. Если среднее значение по зарплате летом 2008-го составляло $950, а медиана — $1000, то зимой 2009-го среднее значение зафиксировалось на уровне $960, медиана же осталась неизменной — $1000. «Впрочем, тут стоит учитывать, что 80% компаний указывают уровень предлагаемой заработной платы в долларах, не уточняя, по какому курсу идет ее пересчет», — говорит Татьяна Топчий, директор по маркетингу HeadHunter. Более того, если работодатель ощущает потребность в конкретном специалисте, то зачастую компания готова предлагать адекватную оплату труда, сопоставимую с докризисными расценками. «Вот буквально на днях одна известная компания с нашей помощью нашла маркетолога, жизненно необходимого для удержания позиции продуктов на рынке. Стоит ли говорить, что кандидат получил ту зарплату, на которую рассчитывал», — рассказывает Юлия Макарова , старший консультант рекрутинговой компании Brain Source International.Веяние времени: зарплату — поменьше, работы — побольшеГотовность кандидатов «падать» по заработной плате — пожалуй, самая заметная тенденция на сегодняшнем рынке труда. «Есть соискатели, готовые снижать свои финансовые ожидания и на 40%, но в среднем те, кто готов к переговорам по снижению ставки, согласны «подвинуться» в пределах 25%», — говорит Юлия Макарова. Это зависит от многих факторов: сколько времени ищет кандидат работу, насколько он финансово независим и может ли себе позволить «негибкость» в зарплатных ожиданиях. Ну и, наконец, насколько он хорош как профессионал. Некоторые работодатели могут соблазниться возможностью заполучить классного спеца по низкой цене, однако им следует помнить, что такой человек будет серьезно демотивирован, и об искренней лояльности к компании-«благодетелю» здесь говорить не приходится. Другая, безусловно актуальная, тенденция — максимальное расширение должностных обязанностей. Все чаще мы видим, как некогда узкоспециализированные маркетеры, прежде занимавшиеся каким-либо одним направлением, переквалифицируются в маркетологов «широкого профиля», зачастую заменяя собой целый отдел. Кстати, все за ту же докризисную зарплату по курсу 5,05. Еще один очевидный тренд — перетекание специалистов-маркетологов из наиболее пострадавших отраслей в пострадавшие менее. Типичная иллюстрация — пример рекрутинговой компании Brain Source International, когда клиент — директор по маркетингу компании-активного игрока на рынке недвижимости — после закрытия real estate бизнеса перешел на аналогичную позицию в компанию, работающую в секторе продуктов питания. И, по мнению MMR, следует отметить еще одну очень обнадеживающую тенденцию: высококвалифицированные специалисты, осознав ненадежность работы «на дядю», вплотную занялись организацией собственного маркетинг-бизнеса на условиях аутсорсинга.Возможно, нынешние времена дадут толчок рождению целой плеяды новых гуру украинского практического маркетинга? Хорошо бы.Прошу помощь зала!Оценив сложную ситуацию на рынке труда, профессиональные сообщества маркетологов попытались организовать свое-образные «биржи труда». От специалистов, потерявших работу, принимаются резюме, от своих членов — вакансии. При этом кадровые услуги бесплатны и для работодателей, которым нынче может быть не по средствам платить рекрутинговым агентствам, и для соискателей. На сайте Международной ассоциации маркетинговых инициатив (МАМИ) раздел «Работа для BTLщика» появился в декабре 2008-го, когда стало ясно, что на рынке скоро появится множество безработных специалистов. «По нашему плану, известность проекту должны обеспечить сарафанное радио и регулярная рассылка «горячих» вакансий/резюме по базе МАМИ: рекламные агентства — более 200 контактов, компании-клиенты — около 100, СМИ — тоже около 100 контактов», — говорит Елена Дейнеко, PR-менеджер МАМИ. На портале Украинского Маркетинг Клуба действуют два раздела: «Новые вакансии» и «Новые резюме». Однако открытого доступа к ним нет по причине конфиденциальности размещаемой информации как по вакансиям так и по резюме. «Данный сервис сегодня очень востребован, и в ежедневном режиме мы получаем по 2-3 новых резюме. В данный момент соотношение количества вакансий к количеству резюме составляет один к пяти. Однако первые примеры трудоустройства специалистов у нас уже есть», — говорит Виктория Тягнырядно, руководитель проектов Украинского Маркетинг Клуба. Работа для душиЕлена ПравилоПоследнее место работы: специалист методологии розничного бизнеса, Управляющая компания "Сократ". Финансовый сектор пострадал от кризиса первым, так что я осталась без работы еще в ноябре 2008-го. И честно скажу: активным поиском работы не занималась. По той простой причине, что, оценив ситуацию на рынке, я поняла: даже устроившись сейчас на новое место работы, велика вероятность того, что я, как новый сотрудник, первой попаду под следующую волну сокращений (а сокращения еще будут). И ситуация повторится. Я проанализировала: что мне интересно, какая деятельность может быть востребована в период кризиса? Сейчас, когда у всех работы стало меньше, у людей появилось больше времени для семьи, друзей, своего культурного и духовного развития. Они больше читают, посещают музеи и театры. Значит, есть отрасль, которая показывает рост. Мне повезло: в моем окружении есть творческие люди. В прошлом году я побывала на дипломном спектакле своей сестры (КНУТКиТ им. Карпенко-Карого, факультет телережиссуры), который был поставлен под руководством Виталия Савчука — «Отак загинув Гуска» по классической пьесе Мыколы Кулиша. Этот спектакль произвел на меня глубокое впечатление, поскольку задевал тему перемен в обществе, их влияния на человека и то, как он может оставаться счастливым в такие нелегкие времена. И тут Ира (моя сестра) говорит мне, что они хотели бы еще раз показать спектакль, но еще не знают, как зрители о нем узнают. Эврика! Решение пришло само. Вот есть та сфера, в которой не хватает профессионального менеджмента. Творческим людям трудно одновременно и творить, и создавать новое, и продвигать и продавать свой продукт — для этого просто нужно быть другим человеком. Я решила заняться делом, с одной стороны, для души, с другой — с хорошим бизнес-потенциалом, и предложила им свою помощь в организации спектакля. В марте пьеса будет показана в Центре Курбаса. Сейчас я активно занимаюсь поиском спонсорской поддержки спектаклей, уже есть масса позитивных договоренностей, и результаты впечатляют. Теперь я особенно понимаю, что это было правильное решение. Вместе со своими партнерами начали также продвигать идею вирусного маркетинга, продакт-плейсмента в кинематографе и арт-проектах. Все больше компаний сейчас будут искать доступные способы рекламы, а эффективность их может быть достигнута за счет новых впечатлений покупателя. Это могут дать интернет, кино, музыка и изобразительное искусство. Я думаю, грядут большие перемены, и на коне останутся те, кто будет их творить. Топ-5 идей для маркетолога без работы• Становимся маркетологом в первую очередь для самого себя! Все знания и навыки, которые прежде служили интересам родной компании, теперь поставьте на службу себе. Проведите исследование рынка труда, выясните, что, какие услуги и деятельность сейчас востребованы в вашей сфере. Сделайте свой личный SWOT-анализ, выявите и оцените свои конкурентные преимущества. • Определяем четкие цели. Разработайте детальный план достижения целей, определите и защитите перед собой бюджет этого проекта. Например, сколько вы можете позволить себе выделить времени на поиск работы? Какие еще знания (а также где и почем) вам стоит приобрести, чтобы стать тем, кем вы себя видите в следующем году? И… начинайте продвигать сами себя. Ведь накопленный огромный опыт не должен пропадать зря! • Не стоим на месте. Резко появившееся свободное время можно потратить на учебу, подтянуть навыки, до которых прежде — в связи с высокой загрузкой — не доходили руки. Самый бюджетный вариант бесконечного саморазвития — интернет, где множество бесплатных ресурсов, жизненно-необходимых для любого маркетолога. • Заводим личный блог на профессиональную тематику. Ведь вы — знаток своего дела и вам наверняка есть чем поделиться с миром. Три-четыре «поста» в неделю на актуальную тему и активное общение с участниками рынка позволят вам не только все время оставаться «в обойме», но и увеличивать свою ценность как эксперта. • А может, вообще переквалифицироваться? Сознайтесь, а вы действительно живете-горите-мыслите категориями маркетинга? Или все-таки вот уже не первый год вас неотвязно посещают мысли о том, что выбранная профессия «не греет»? Может, кризис дает вам шанс резко изменить свою жизнь и заняться любимым делом? А маркетинговое прошлое позволит достичь успеха во многих «смежных» специальностях — от психологии до социологии?Герои нашего времениТатьяна Каминская Последнее место работы: руководитель направления маркетинга, Univest PrePress:«В канун Нового года, 31 декабря, мне сообщили о моем увольнении. Закрыв все рабочие вопросы, в январе я задумалась: а что же делать дальше? В сложившейся обстановке, при поиске работы, задача маркетологов — предлагать решения выхода из кризисной ситуации, пути минимизации расходов без потери качества продукта, даже в самые короткие сроки. Так что мой поиск работы — это поиск компаний, для которых такие решения могут быть нужными и актуальными. Аутсорсинг маркетинговых услуг может быть выгодным как для специалиста, так и для компании. Считаю такой вид сотрудничества одним из оптимальных путей в сложившейся ситуации». Мария КабаковаПоследнее место работы: директор по маркетингу, РИА "Гольфстрим":«Я — в поиске работы с января 2009 года. Удивительно, как низко сейчас работодатели стали оценивать своих потенциальных сотрудников. Я считаю, что зарплата должна быть все же адекватной рыночным реалиям. Тем паче — если речь идет о квалифицированном и опытном сотруднике. Не перестаю удивляться, когда со всей серьезностью многие работодатели утверждают, что в прошлом году зарплаты рекламистов и маркетологов были непомерно раздутыми. Не согласна категорически. Ведь уровень зарплат существенно не дотягивал до европейского. Серьезно думаю об аутсорсинге. Тем более что имею в подобной деятельности немалый опыт. За 10 лет моего трудового опыта у меня было более 15 аутсорсинговых проектов: от качественных исследований и организации съезда дилеров до разработки бизнес-планов».Ирина Владимирова Последнее место работы: исполнительный директор по маркетингу, БИОС:«Вот уже четыре месяца я нахожусь в поиске работы — практически нет вакансий, которые были бы мне интересны. А те предложения, которые появляются, предполагают ощутимо меньшую оплату труда. Я отдаю себе отчет, что моя ценность как специалиста снижается с каждым дополнительным днем простоя, хоть я постоянно и занимаюсь саморазвитием. Однако максимально я могу снизить свои требования по зарплате не более чем на 20%. Возможно, придется заняться менее квалифицированной работой, например, устроиться на должность менеджера среднего звена или начать свое дело «с нуля». Подумываю об издании корпоративных газет и журналов: от создания и редактирования до распространения». Елена Гнатий (Одесса)Последнее место работы: руководитель отдела маркетинга, ООО "Овидий, Лтд".Новое место работы: руководитель отдела маркетинга, центр мебели "Танго" «На старом месте работы руководство компании решило бороться с кризисом своеобразным методом. А именно — был устроен жесткий прессинг на весь персонал департамента маркетинга: ранее одобренные и согласованные проекты безосновательно закрывались, начались необоснованные придирки к сотрудникам. Например, каждые 15 минут начальство требовало отчета, что сотрудник сделал. В конечном счете все свелось к тому, что людей вынудили написать заявления «по собственному желанию». И все это на фоне устных номинальных заявлений о «порядочности и моральной ответственности за коллектив». Если подобная ситуация в моей жизни повторится, я наверняка задумаюсь об альтернативе наемному труду».

Расскажите друзьям про новость

Новое видео