Украинская Ассоциация Маркетинга инициирует принятие прозрачных правил
За основу написания данных правил были взяты «Правила проведения тендеров на PR-обслуживание», вынесенные на публичное обсуждение компанией «Паблисити Криейтинг», и адаптированы с учетом особенностей исследовательского рынка.
Правила проведения тендеров
на предоставление маркетинговых услуг
Побудительным источником к действию стало создание «правил проведения тендеров на PR-облуживание» компанией Паблисити Криейтинг.
Аналогичный вопрос выработки единых правил проведения тендеров в области маркетинговых исследований до сегодняшнего дня не получил должного освещения и поддержки среди маркетинговых компаний, несмотря на его видимую важность.
Актуальность данной темы подтверждается участившимися в последнее время проведениями фиктивных тендеров. Обычным для такого рода конкурсов являются (как варианты):
а) отсутствие в них победителя, т.е. по результатам «тендера» проект не реализуется (использование «тендера» как способа бесплатного получения идей и методик с различными целями — от пополнения собственного багажа знаний до демонстрации исследовательских возможностей топ-менеджерам, которые «тендер» не заказывали);
б) отсутствие информации о победителе (тендер выигран, но кем неизвестно);
в) отсутствие бюджета (необходимого или в принципе его отсутствие);
г) недостаточно (для составления полного предложения) полная информация;
д) отсутствие (или не предоставление) ФИО и должностей лиц, принимающих решение о выборе партнера.
Настоящим предлагаем принять такие правила, которые регулировали бы отношения организаторов и участников тендера, содействовали цивилизованному развитию рынка маркетинговых исследований в Украине и утверждали принципы профессионализма и честной конкуренции.
Перед тем, как описать этапы и правила на каждом из них, предлагается дать определение тендеру.
Тендер — это письменно оформленный запрос на проведение исследования, который предоставляется двум и более участникам рынка. |
Таким образом, если Заказчик не приглашает официально к участию в тендере, но «дает на просчет» проект нескольким компаниям (более, чем одной), данное действие может и должно расцениваться как тендер, даже если Заказчик таковым его не называет (а называет, например, запросом на предложение).
Этапы проведения тендера на маркетинговое исследование
Процесс тендера состоит из 4-х основных этапов:
- Принятие решения о проведении тендера.
- Подготовка мероприятия.
- Собственно проведение тендера.
- Подведение итогов и определение победителя.
1. Принятие решения о проведении тендера.
Данный первоначальный этап состоит из нескольких промежуточных действий. В первую очередь, это касается собственно принятия решения о проведении тендера и определения его целесообразности.
Категорически недопустимо организовывать тендер с целью:
1. Шантажа своего предыдущего (постоянного) подрядчика условиями, предоставленными другими компаниями в ходе его проведения.
2. Проверки текущего положения цен на рынке.
3. Предоставления результатов тендера и информации, полученной в ходе его проведения, другим организациям и частным лицам.
4. С любой другой целью, кроме выбора подрядчика.
Для выбора участников будущего тендера, компании-заказчику рекомендуется изучить ситуацию на рынке маркетинговых исследований, выявить основные специализирующиеся компании, их позиционирование. Чтобы полученные сведения были максимально достоверными, лучше воспользоваться объективными источниками информации, обратиться за справкой в профессиональные объединения (например, УАМ), ознакомиться с обзорами в СМИ. В раздел значимой входит такая информация о потенциальном участнике, как опыт работы на рынке, репутация и перечень успешных проектов, клиенты, используемые методики и технологии проведения исследований.
Краеугольный камень подготовки любого исследования для компании, которая делает это первый раз — список компаний, которым могут быть разосланы брифы. При формировании данного списка предлагаем придерживаться следующих правил:
1. Каждая из компаний списка должна иметь одинаковую вероятность быть выбранной в качестве подрядчика.
Какими могут быть варианты (примеры):
а) если у Заказчика есть подозрения, что (ограниченный) бюджет мероприятия может быть неинтересен кому-либо из участников, необходимо поставить всех участников перед фактом его наличия и размером, чтобы каждый мог самостоятельно принять решения об участии в тендере или отказаться (особенно это касается т.н. «ценовых» тендеров, которые при заданном наборе параметров (выборка, инструментарий) преследуют единственную цель — выбрать самый дешевый вариант из предложенных);
б) наоборот, если бюджет настолько велик, что компания предполагает выбрать исключительно крупное агентство (международное или отечественное), то список участников тендера должен быть сформирован именно из таких компаний.
2. Если в ходе подготовки тендера Заказчик придет к выводу, что не все компании из списка «подходят» («годятся») для проведения исследования, он должен тотчас же отозвать эти компании от участия в тендере, уведомив их о причине отказа.
3. Если компания — участник в ходе подготовки тендерных предложений примет решение об отказе в участии, она также должна уведомить об этом Заказчика немедленно, однако не менее чем за 3 дня до его окончания.
2. Подготовка мероприятия.
Подготовка проведения тендера заключается в определении и изложении требований для участников. Это предполагает создание комплекта конкурсных документов, в которых будут помещены механизм и условия проведения тендера, в том числе порядок действий, время и место. Кроме того, в подготовительный этап входит создание тендерного брифа.
Предлагаем перечень вопросов, которые по нашему мнению должны быть раскрыты в условиях тендера (бриф и условия проведения тендера могут быть объединены в одном документе и должны быть едиными для всех участников):
- 1. Информация о компании — название, сферы деятельности, краткая история развития, основные группы потребителей.
- 2. Реализуемые товары, производимые / поставляемые бренды, оказываемые услуги.
- 3. Описание текущей ситуации на рынке (объем рынка, доли компании и конкурентов, позиционирование компании / торговой марки на рынке, в т.ч. по отношению к конкурентам, перечень проблемных зон, перспективы и направления развития рынка).
- 4. Причины, вызвавшие необходимость проведения маркетингового исследования.
- 5. Основные цели исследования; решения, которые предполагается принять на основе результатов исследования.
- 6. Задачи исследования (ответы на какие вопросы должны быть получены в ходе исследования).
- 7. Описание информации, которая уже есть в наличие (гипотезы, подлежащие проверке).
- 8. Ожидаемые рекомендации по результатам проведения исследования.
- 9. Описание целевой аудитории исследования (исследуемого продукта / направления).
- 10. География исследования, с указанием конкретных городов / регионов и/или требований к региональному формату представления данных.
- 11. Желаемые методы проведения исследования: количественные (укажите максимально допустимую погрешность данных), качественные.
- 12. Состав работ:
— Разработка анкеты/инструментария исследования;
— Сбор информации (опрос) и контроль качества собранной информации;
— Ввод информации и «чистка» полученной базы данных;
— Простой описательный отчет;
— Расширенный отчет, содержащий рекомендации по решению задач;
— Устная презентация отчета.
- 13. Сроки и форма предоставления предложения на проведение исследования и его результатов.
- 14. Срок принятия решения о выборе Исполнителя.
- 15. Бюджет на проведение исследования.
- 16. Наличие результатов ранее проведенных исследований по данной теме.
17. Перечень данных о агентстве, которые необходимо предоставить.
18. Критерии, на основании которых будет выбран исполнитель исследования.
19. Контактные данные (ФИО, должность, тел., мейл) контактного лица и лица, принимающего решение.
- При непредоставлении или неполном предоставлении всей вышеуказанной информации Участники могут предложить Заказчику дебрифинг (встреча с целью уточнения неосвещенных / слабо освещенных вопросов). При отказе Заказчика от дебрифинга участники тендера могут отказаться от дальнейшего в нем участия.
- Количество компаний — участников тендера, не ограничено, однако наиболее приемлемое число участников тендера — не более 5 компаний. Увеличение списка потенциальных партнеров возможно в том случае, если запланировано проведение двухэтапного тендера или нескольких тендеров одновременно. В таком случае количество участников на первом этапе может быть сколь угодно велико, а на второй этап выходят два — три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.
- Перечень информации, которую необходимо предоставить в обязательном порядке, следующий:
- 1. Информация о компании — название, сферы деятельности, основные группы потребителей.
- 2. Реализуемые товары, производимые / поставляемые бренды, оказываемые услуги.
- 3. Основные цели исследования; решения, которые предполагается принять на основе результатов исследования.
- 4. Задачи исследования (ответы на какие вопросы должны быть получены в ходе исследования).
- 5. Описание информации, которая уже есть в наличие (гипотезы, подлежащие проверке).
- 6. Ожидаемые рекомендации по результатам проведения исследования.
- 7. Описание целевой аудитории исследования (исследуемого продукта / направления).
- 8. География исследования, с указанием конкретных городов / регионов и/или требований к региональному формату представления данных.
- 9. Сроки и форма предоставления предложения на проведение исследования и его результатов.
- 10. Срок принятия решения о выборе Исполнителя.
- 11. Бюджет на проведение исследования.
- 12. Перечень данных о агентстве, которые необходимо предоставить.
- 13. Критерии, на основании которых будет выбран исполнитель исследования.
- 14. Контактные данные (ФИО, должность, тел., мейл) контактного лица и лица, принимающего решение.
3. Проведение тендера.
- Проведение тендера должно соответствовать оговоренным ранее условиям и брифу.
- При проведении тендера все участники, а также и компания-заказчик, должны придерживаться определенной профессиональной этики. Если в условиях или брифе тендера содержится конфиденциальная информация, заказчик обязан заранее в письменном виде предупредить всех участников, во избежание дальнейших разногласий. Участники тендера не должны в дальнейшем использовать полученную информацию, вне зависимости от итогов тендера. В особых случаях возможно даже заключение специально разработанного договора.
- Потенциальные участники тендера имеют право знать общее количество участников и названия копаний-конкурсантов. Отказ от разглашения списка участников может расцениваться компаниями-участниками как свидетельство непрозрачного тендера.
- Методики, созданные / предоставленные во время тендера компаниями-претендентами, остаются их собственностью (если другое не было предусмотрено Условиями тендера, и не был заключен соответствующий договор). По требованию участников тендера, организатор тендера должен возвратить все материалы, включая презентацию. Аналогично, организатор может потребовать возврат всех предоставленных ему материалов.
4. Подведение итогов и определение победителя.
Срок объявления результатов тендера не должен превышать 2 недель со времени его окончания.
С точки зрения профессиональной и деловой этики, сообщить об окончательном решении следует и победителю, и другим участника одновременно. Не всегда корректно указывать публично названия тех компаний-участников, которые проиграли в тендер, возможно, лучше ограничиться указанием агентства-победителя.