29 Апр 2009, 15:38

Украинцы экономят

В апреле каждый четвертый украинец сократил свои расходы больше чем вдвое. К таким результатам пришла компания Research & Branding Group, проводившая в январе-апреле исследование тенденций потребительского поведения украинцев. Сбор первичной информации проводился методом личного интервью (face-to-face)

Украинцы экономят

В апреле каждый четвертый украинец сократил свои расходы больше чем вдвое. К таким результатам пришла компания Research & Branding Group, проводившая в январе-апреле исследование тенденций потребительского поведения украинцев. Сбор первичной информации проводился методом личного интервью (face-to-face).Эдуард Золотухин, генеральный директор Research & Branding Group, к. полит. н., Member of ESOMAR Кризис глазами украинцевКак известно, важнейшие факторы преодоления кризисных явлений это морально-психологическое состояние общества, его способность адекватно реагировать на возникшие проблемы, не впадая в растерянность и не поддаваясь паническим настроениям. Около 2/3 опрошенных считают, что в полной мере ощутили влияние кризиса, и еще примерно каждый четвертый отчасти ощущал его, а отчасти — нет. Если сравнить эти ответы с ответами, полученными в январском исследовании, можно заметить, что за этот период произошло некоторое смягчение оценок влияния экономической ситуации на жизнь людей. Определенный интерес представляют также мнения жителей Украины относительно того, какую стадию развития экономического кризиса страна проходит в настоящее время (см. диагр. 2). Анализ оценок, полученных в апреле, показывает, что большинство населения (более 80%) полагает, что сейчас страна либо только входит в кризис, либо проходит его пик. В любом случае выход из кризиса для них пока не просматривается. О том, как население воспринимает текущее социально-экономическое положение в стране, свидетельствуют следующие данные. В апреле 2/3 участников опроса (67%) отметили, что с начала кризиса доходы их семей сократились. Причем 7% из них указали, что за это время они вообще лишились каких-либо доходов, у 12% они сократились на три четверти, у 26% — примерно на половину, и у 22% — примерно на четверть. Таким образом, в апреле почти половина жителей Украины оценила размеры потерь семейного дохода в два раза и более. Сокращение уровня дохода привело к резкой экономии. О том, на чем и как экономят сегодня украинцы, можно судить по данным, приведенным в таблице 1.Результаты апрельского опроса позволяют констатировать, что в массовом сознании населения Украины все более отчетливо складываются основные принципы стратегии выживания при нынешнем кризисе. Так, в настоящее время население Украины существенно чаще ориентируется на индивидуальные стратегии выживания (поиск дополнительного заработка — 36%; работа и учеба как прежде — 29%; стремление переждать тяжелые времена — 23%), чем на коллективные (поиск помощи со стороны — 7%; объединение в группы для совместной борьбы с трудностями — 5%). На каких продуктах экономятИтак 60% опрошенных заявили, что начавшийся экономический кризис вынудил их сократить в семейных бюджетах расходы на продукты питания. Причем удельный вес экономящих на данной статье расходов в целом по Украине оставался практически таким же, как и в январе (58%). Это дает основания предположить, что в условиях нынешнего кризиса наиболее резкий переход населения к режиму экономии на продуктах питания имел место с октября прошлого по январь нынешнего года. А с января по апрель этот процесс стабилизировался в пределах ранее обозначившихся границ. В плане покупательского поведения указанные меры экономии должны были выразиться в резком сокращении регулярности и (или) объемов покупки продуктов питания, а также в последующей стагнации достигнутых показателей. Так, в апреле было зафиксировано изменение регулярности или объемов покупки всех без исключения продуктовых товаров. Что касается значимых различий, то они проявились в небольшом снижении удельного веса потребителей, сокративших регулярность или объемы потребления яиц (на 7%), молочных продуктов (на 5%), соусов, майонезов и приправ (на 4%), замороженных продуктов и полуфабрикатов (на 4%), а также растительного масла (на 4%). Кроме того, с января по апрель наблюдался небольшой рост удельного веса потребителей, сокративших приобретение консервированных продуктов (на 5%), макаронных (на 4%) и хлебобулочных (на 3%) изделий. Сокращение регулярности или объемов покупки продуктов питания, масштабы которого сохраняются и по настоящее время, затронуло достаточно широкие слои населения: в среднем на каждую позицию списка приходилась примерно половина регулярных в прошлом потребителей данного продукта, заявивших об изменениях его покупок после начала кризиса. Наиболее заметные сдвиги были зафиксированы в регулярности или объемах покупок продуктов, в наибольшей степени определяющих качество питания. Речь идет о мясе и колбасных изделиях, море- и рыбопродуктах, молочных изделиях и т. д. И существенно реже отмечались изменения в потребительском поведении регулярных потребителей продуктов растительного происхождения (например, сахара, хлебобулочных изделий, круп и муки, макаронных изделий, растительного масла).Таким образом, приведенные выше данные позволяют заключить, что позитивным итогом процессов на потребительском рынке Украины в период с января по апрель текущего года является определенная стабилизация регулярности и объемов приобретения продуктов питания. В то же время негативной стороной этих процессов является то, что данная стабилизация закрепляет результаты существенного сокращения регулярности и объемов покупки населением привычных продуктов питания. И пока невозможно спрогнозировать, как скоро эти показатели начнут возвращаться к прежним значениям. Приемы адаптации покупателей продуктов к кризисуИсходя из оценок, полученных в ходе апрельского опроса, можно заключить, что на сегодняшний день (как и в январе) наиболее распространенным вариантом адаптационного поведения покупателей на рынке продуктов питания является сокраще-ние частоты и объемов покупки привычных продуктов питания. В апреле респонденты несколько чаще отмечали использование этого приема, чем в январе (соот-ветственно, 23% против 20% в среднем по каждой позиции). Второе место по частоте упоминания по-прежнему занимает такой способ адаптации, как переход на более дешевые аналоги привычных продуктов питания — в апреле его использовало в среднем 15% потребителей, что практически совпадает с данными января (14%). Наименее типичным вариантом покупательского поведения в апреле по-прежнему оставалась комбинация снижения регулярности покупок и перехода на более дешевые их аналоги, которая зафиксирована в среднем у 3% потребителей (против 5% в январе). Кризис и покупки населением импортных товаровРезультаты апрельского опроса показывают, что до начала экономического кризиса примерно 45% населения Украины было ориентировано на приобретение товаров импортного производства. За время нынешнего экономического кризиса произошли заметные изменения в ориентациях украинских потребителей на покупку импортных товаров (см. диагр. 3). Прежде всего, за период с октября прошлого по апрель нынешнего года основная масса потребителей, приобретавших ранее импортные товары, либо сократила объемы этих покупок, либо вовсе отказалась от них. И только треть потребителей импорта сохранила прежние объемы поку-пок таких товаров. Объясняя причины сокращения покупок импортных товаров или отказа от них, потребители чаще всего указывали на значительное подорожание продукции зарубежных производителей (73%). Существенно реже в качестве таких объяснений назывались неудовлетворенность качеством импортных товаров (6%), их отсутствием в торговых точках (4%), сокращением доходов семьи (3%) или какими-то иными причинами.Какие же заменители импорту нашли украинские потребители? Большинство из них (61%) перешло на покупки отечественных аналогов импортных товаров, 19% полностью заменили покупки импорта отечественными товарами, а 42% — частично. Примерно пятая часть отвечавших (21%) по разным причинам не смогла найти в отечественных товарах достойной замены импорту: из-за отсутствия соответствующих отечественных аналогов (6%), из-за неудовлетворенности их качеством (8%), из-за недостаточного ассортимента (6%) или по иным обстоятельствам (1%).

Расскажите друзьям про новость

Новое видео