Украина в контексте мирового предпринимательства — потенциал самозанятости растет, но есть препятствия для его развития
Опрос, проведенный компанией Amway в 24 странах мира, показал: 76% украинцев положительно воспринимают идею самозанятости. Для сравнения — это на 4% выше показателя прошлого года (72%) и на 6% выше среднего мирового показателя (70%). Более всего предпринимательство поддерживают в Дании — 89%, наименее оптимистично настроены респонденты в Венгрии — 53%. 39% наших соотечественников декларируют готовность приступить к созданию собственного бизнеса. И это совпадает со средним мировым показателем предпринимательского потенциала.
Несколько лет подряд компания Amway успешно проводила обзор европейского предпринимательства среди 16 стран. В этом году она расширила географию исследования до 24 стран. Более 26 тыс. респондентов по всему миру, включая Украину, были опрошены на предмет отношения к предпринимательству. Им задавали пять ключевых вопросов, которые позволили определить их отношение к предпринимательству; мотивы для создания собственного бизнеса; препятствия на пути реализации идей; условия, необходимые для предпринимательской деятельности и степень лояльности государства и общества к предпринимательской деятельности в представленных странах. Главный фокус исследования в 2013 году — страх перед неудачей и факторы, его формирующие.
1. Отношение населения Украины к предпринимательству. Позитивная динамиказа три года
В 2013 году три четверти (76%) респондентов в Украине положительно относятся к самозанятости, что на 4% выше показателя 2012 года. В целом за три года интереск независимомупредпринимательствуувеличился на 16%. В Украине немного вырос и предпринимательский потенциал — 39% опрошенных могут начать свой бизнес. Это, кстати, совпадает со средним мировым показателем (39%).
Активнее идею самозанятости поддерживают жители Западной Украины (85%) и южного региона страны (83%), а также молодые люди в возрасте до 30 лет.
Любопытный факт, в данном аспекте не проявилось гендерное неравенство– и мужчины, и женщины одинаково позитивно воспринимают предпринимательскую деятельность (по 76%).
Томаш Мурас, генеральный директор ООО "Эмвей Украина": "Все больше и больше украинских женщин начинают задумываться о создании собственного бизнеса. По сравнению с прошлым годом (73,7%), уже 76% женщин положительно смотрят в сторону предпринимательской деятельности. Конечно, им мешает множество препятствий — например, боязнь прогореть. Наша компания призвана решать эту проблему. Уже 10 лет мы успешно предлагаем не только возможность легкого старта бизнесас минимальными первичными инвестициями и рисками, но и помощь в виде консультаций, тренингов, обучающих программ. Кроме того, мы постоянно проводим и поддерживаем инициативы, направленные на развитие предпринимательского таланта в Украине".
Для сравнения — в мире независимая предпринимательская деятельность имеет хорошую репутацию. В среднем, более двух третей респондентов (70%) позитивно воспринимают идею предпринимательства. Дания продолжает лидировать в этом списке (89%). На втором месте — Финляндия (87%) и на третьем — Австралия (84%). Как и в прошлом году, меньше всего идею самозанятости поддерживают в Австрии (40%), Венгрии (40%), Португалии (39%) и Германии (37%).
2. Ключевые причины для создания собственного бизнеса
Что же мотивирует украинцев начать предпринимательскую деятельность? Здесь их более всего привлекает возможность дополнительного заработка (40%), что значительно превышает средний мировой показатель (29%). Самореализация, осуществление идей стоит на втором месте 30%. На третье место по важности украинцы относят независимость от работодателя: 25%. Баланс семьи, свободного времени и карьеры для наших соотечественников имеет наименьший приоритет — 12%. Любопытно, что подобное распределение приоритетов наблюдалось и в прошлом году.
Несколько по-иному смотрят на самозанятость в мире. Например, главной мотивацией для создания собственного дела является независимость от работодателя — 43% (средний мировой показатель). Самое сильное желание быть независимыми от работодателя демонстрируют США (65%), Австралия (62%) и Дания (64%), чего нельзя сказать о Японии (17%). Также серьезно в мире относятся и к самореализации (38%) и, в отличие от украинцев, очень ценят баланс семьи и карьеры — 24%. В этом параметре опять-таки лидирует США с самым высоким показателем (53%).
3. Страх прогореть и формирующие его факторы
3 из 4 украинских респондентов (77%) боятся потерпеть в бизнесе неудачу и воспринимают это как серьезное препятствие для создания бизнеса. Это превышает средний международный показатель (70%).
По мнению украинцев, топ 5 факторов, влияющих на страх неудачи, включают:
-
Финансовые обязательства, банкротство — 45%
-
Экономический кризис — 23%
-
Юридические последствия, судебные процессы — 20%
-
Необходимость брать на себя ответственность — 16%
-
Шанс разочаровать или потерять семью — 13%
В среднем международные респонденты, также как и украинцы, считают, что финансовые обязательства (41%) и экономический кризис (31%) являются ключевыми факторами боязни прогореть. Однако третью позицию в этом рейтинге в мире занимает угроза безработицы — 15%. Юридические последствия и необходимость брать на себя ответственность разделяют четвертое место (по 13%). Причем этих факторов более всего боятся респонденты в Японии — 23% и 45%. В США, напротив, эти параметры крайне низки — 9% и 5%.
4. Важные условия для развития предпринимательства
Что способствует созданию и развитию предпринимательской деятельности? Украинцы называют следующие важные предпосылки:
-
Гос. финансирование и кредиты для стартапов — 54%
-
Минимальная бюрократия — 38%
-
Малорисковая модель бизнеса — 26%.
-
Образование в сфере предпринимательства — 25%
-
Поддержка со стороны семьи и в кругу общения — 19%
Международные респонденты согласны с украинцами только в первом пункте — в среднем 42% опрошенных полагают, что гос. финансирование и кредиты для стартапов очень важны. Второе место по значимости в мире занимает образование в сфере предпринимательства — 33%. Затем идет минимальная бюрократия — 29%. Также серьезно международные респонденты относятся к поддержке в семье, в круге общения (27%) и в бизнес-сообществе(24%). Что касается малорисковой модели бизнеса, то к ней стремятся именно те страны, которые демонстрируют большой страх прогореть — в Германии (34%), Италии (29%), Венгрии и Турции (по 26%) этот фактор входит в тройку ключевых стимулов для развития предпринимательства. К нему также серьезно относятся респонденты в Австрии (30%) и Японии (29%) — а это выше среднего показателя (23%)
Интересен еще один пункт — культура, которая позволяет потерпеть неудачу, то есть дает право на второй шанс. В среднем 12% опрошенных в мире подчеркивают важность этого условия. А серьезней всех к нему относятся Мексика (22%) и Дания (21%). Украина, напротив, демонстрирует здесь самый низкий показатель — 2%.
5. Как страна в целом настроена по отношению к предпринимательству
Украина — страна с нечетко выраженным отношением к предпринимательству. Ответы респондентов разделились между скорее дружелюбным (37%) и скорее недружелюбным восприятием самозанятости(31%). Кстати, это полностью совпадает с мировыми показателями — страна и общество скорее дружелюбны (37%), скорее не дружелюбны (32%).
Наибольшее дружелюбие по отношению к самозанятости демонстрирует США. В пункте "очень дружелюбная страна" респонденты США показали самый высокий рейтинг — 30%. Украина совпадает со средним мировым показателем — 9%. Самый низкий результат у Венгрии — всего 1%.
Майкл Mайсснер, вице-президент по корпоративным связям, Amway Europe: "Мы видим, что предпринимательство пользуется высокой репутацией во всем мире. Оно ассоциируется с независимостью и свободой реализовать собственные идеи. Тем не менее, большинство респондентов не чувствуют, что их страны дружелюбно настроены к предпринимательству. Этот факт и тот, что более двух третей опрошенных боятся прогореть, тормозят развитие предпринимательской деятельности. Поэтому компания Amway делает все возможное, чтобы оказать поддержку людям, которые готовы заниматься независимым предпринимательством, во всем мире".