22 Июл 2019, 07:25

Цена бесплатного креатива, или О чем стоит знать креативщикам при заключении договора с клиентом

Основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Патриот» Денис Бондарь о том, как креативщикам защитить свои права на стадии заключения договора с клиентом

Основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Патриот» Денис Бондарь рассказал о том, какие ошибки допускают креативщики и как им защитить свои права интеллектуальной собственности на стадии заключения договора с клиентом.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Когда-то сотрудников, которые выделялись нестандартным подходом к решению проблем и выходили за рамки принятых стандартов, могли в шутку назвать творческими личностями. Сейчас Всемирный Экономический Форум-2018 назвал креативное мышление пятым из ТОП-10 необходимых навыков сотрудника и сулит креативности третье место уже в 2020 году. 

В Украине в июне 2018 года парламент дал определение «креативным индустриям», внеся соответствующие изменения в Закон Украины «О культуре». В конце апреля 2019-го Кабмин издал Распоряжение «Об утверждении видов экономической деятельности, которые относятся к креативным индустриям». К этому документу прилагается список из нескольких десятков сфер деятельности. Среди них – как те индустрии, которые классически принято относить к креативным (сферы рекламы, СМИ, дизайна, фотографии, кино, издательского дела), так и более технические направления (издатели компьютерных игр и программного обеспечения, компании, специализирующиеся на программировании и консультировании по вопросам информатизации). 

Согласно рейтингу «Глобальный инновационный индекс» (Global Innovation Index) в 2018 году Украина заняла 43 место, что составило прирост на целых 7 позиций в сравнении с прошлым годом. 

И пока креативщики становятся все более и более востребованными на украинском и зарубежном рынках, есть несколько существенных нюансов их работы, о которых они почему-то умалчивают.

О чем молчат креативщики

Креативщики признаются, что по их личной статистике только каждая пятая креативная работа оплачивается заказчиком. Преимущественно договор с креативным агентством или напрямую с дизайнером предусматривает разработку от трех до пяти вариантов дизайнов или креативных концепций, из которых заказчик должен остановиться на одной. 

Что получается по факту? Недостаток грамотно изложенных положений по передаче прав интеллектуальной собственности (права ИС) в договоре между исполнителем и заказчиком приводит к тому, что заказчик зачастую оставляет себе и использует в коммерческих целях все пять вариантов дизайна или креативных концепций по цене одной, при этом не несет никакой ответственности за нарушения права интеллектуальной собственности. 

Еще одна распространенная практика – сбор креативных идей, а иногда и дизайнов на этапе тендера. Агентство предоставляет заказчику один или несколько вариантов креатива для участия в тендере. Каков результат? Заказчик либо в принципе отказывается от тендера, при этом получив креативы, либо отдает заказ фрилансеру подешевле вместе с концепцией, полученной на этапе тендера абсолютно бесплатно от одного из топовых агентств.

Кто виноват?

Обычно дизайнер-фрилансер или даже креативное агентство ленится разбираться с юридическими нюансами. Составление договора для них сложная и ненужная бюрократия. В итоге они обращаются к более простым вариантам – составляют договоры с заказчиками на основе бесплатных шаблонов из интернета или, в лучшем случае, формируют договор на платном сервисе по цене 150 – 500 грн. за договор. 

Так ли плохи бесплатные шаблоны и конструкторы договоров, мы взялись проанализировать самостоятельно. Одного взгляда на бесплатный шаблон достаточно, чтобы понять: такой договор совершенно не защитит креативное агентство в суде. 

Как обстоят дела с платным договором? Практически так же. Процедура проста: Вы оплачиваете 150 – 500 грн. за договор с карточного счета, в течение двух минут на основе ответов на пять простых и базовых вопросов сервис формирует договор. Результат: пунктов больше, нежели в бесплатном шаблоне, слог грамотней, однако права интеллектуальной собственности креативщиков также не защищены. 

Получается, что виноваты сами креативщики и агентства, которые подписывают невыгодные для себя договоры по незнанию, с целью сэкономить или из-за банальной лени. 

Что делать?

Основной совет – это уделить внимание защите прав ИС на стадии заключения договора с клиентом. При этом несколько шаблонных фраз, взятых из интернета, безусловно, не решат ситуацию. Договор должен содержать отдельный полноценный раздел, в котором в полной мере будут урегулированы взаимоотношения сторон. 

Итак, на что же стоит обратить внимание при заключении договора в ситуации, когда, согласно условиям договора, агентство обязуется предоставить на выбор клиента несколько разработанных креативов (будь то слоган, логотип или креативная концепция), а клиент со свой стороны выбирает один из вариантов, права на который в последствии и получает:

1. В договоре необходимо четко закрепить, что сам факт предоставления клиенту разработанных агентством креативов не влечет за собой переход прав на них. Все креативы передаются заказчику исключительно для ознакомления, и заказчик не имеет права ни использовать их в собственных интересах, ни передавать права на их использование третьим лицам. 

Более того, при передаче креативов клиенту на таких креативах стоит указывать реквизиты и логотип агентства, а также текущую дату. В последующем, при возникновении спорных ситуаций с недобросовестными заказчиками это будет дополнительным доказательством того, что объекты были разработаны непосредственно агентством, и, соответственно, права на них также принадлежат агентству. 

2. Стоит также закрепить, что все права ИС на креативы в полной мере и в полном объеме принадлежат агентству. Это означает, что агентство имеет право использовать в последующем невыбранные заказчиком проекты любым способом, в том числе передавать третьим лицам.
Можно пойти дальше – и даже зарегистрировать авторское право на такие проекты. 

3. Каким образом стоит прописать формулировку о переходе клиенту имущественных прав ИС на выбранный проект?
В договоре необходимо регламентировать, что имущественные права ИС на выбранный клиентом объект переходят к последнему при одновременном наличии двух условий: 

  • подписанного сторонами акта приема-передачи прав ИС; 
  • полной оплаты заказчиком стоимости услуг агентства. 

Таким образом, сам факт заключения договора не влечет за собой автоматической передачи заказчику имущественных прав на объект интеллектуальной собственности. 

Если агентство планирует использовать объект, права на который передаются заказчику, в своих портфолио для демонстрации потенциальным клиентам, размещать на своем сайте в качестве саморекламы и т.д., об этом также стоит позаботиться заранее при согласовании договора и закрепить в соответствующем положении. Это связано с тем, что в большинстве случаев клиенту передаются все исключительные имущественные права на объект права интеллектуальной собственности, а это означает, что агентство, соответственно, лишается прав на такой объект. 

4. И, наконец, ответственность. Безусловно, ничто так не дисциплинирует контрагента, как наличие штрафных санкций. Так, к примеру, в договор стоит включить формулировку про ответственность в виде штрафных санкций (в установленном размере) и компенсации убытков (в т.ч. упущенной выгоды). 

Если учитывать вышеуказанные рекомендации, ответственность будет распространяться как на использование клиентом креативов, предоставленных для ознакомления, так и на использование непосредственно выбранного объекта, но в случае, если услуги агентства клиент, к примеру, не оплатил или оплатил не в полной мере.

Учитывая, что в случае помощи профессиональных специалистов в области защиты прав интеллектуальной собственности, которые возьмутся за составление грамотного юридического договора, вы как креативщик можете спать спокойно и не переживать, что ваш труд банально используют, цена в 2000 грн. за договор кажется не такой большой. Не забывайте, что это как защитит ваши права или креативных агентств, так и дисциплинирует заказчиков и постепенно приучит общество оплачивать использование чужой интеллектуальной собственности.



Фото — Unsplash 

Гифки — GIPHY

Расскажите друзьям про новость

Новое видео