«Мы наконец-то определились с названием для нашего нового продукта, и уже готова визуализация, лого. Давайте скорей регистрировать!», — за последние два месяца, в сезон ребрендингов и обновлений, наблюдается бум таких обращений бизнеса к патентным поверенным. И часто проблемных. Почему?
Ситуация из жизни
С созданием и выводом на рынок нового продукта собственник бизнеса и его маркетологи продумывают все до малейших деталей, включая название, слоган, домен. Понятно, на кону — успех и прибыль. Но в самый последний момент оказывается, что схожая торговая марка (ТМ) не может быть зарегистрирована, она уже занята, и велики риски отказа. Еще больше риски — зарегистрировать и получить обвинения в нарушении чьих-либо прав.
«Но я уже ничего не могу поменять, я же уже подписал акты с дизайнером, креативным агентством, принял работу. Они переделывать не будут», — сокрушается владелец бизнеса. Увы.
Что делать?
Придумать хорошее название для бренда — дело не простое. Как правило, разрабатываются несколько вариантов. Их обсуждают внутри команды, спрашивают мнения у лояльных клиентов и т.д. Но забывают в момент выбора сделать беглый поиск по уже зарегистрированным именам. Причем проверить необходимо все варианты названий, находящихся в разработке. Сделать это можно самостоятельно по официальны базам или обратившись к патентному поверенному. Таким образом сразу можно отбросить те варианты, использование которых принесет больше проблем, чем прибыли. Возможно также, что от нового названия, на которое потрачено столько творческих сил и финансовых ресурсов, не придется отказываться, а достаточно его видоизменить. И уже перед финальным утверждением логотипа, стартом разработки брендбука, заказа сайта, видеопрезентации провести с патентным поверенным обширный поиск, проанализировав как риски отказа в регистрации ТМ, так и нарушения прав других лиц. И даже нарушения законодательства о недобросовестной конкуренции.
Планы на перспективу
При этом не забудьте поделиться с патентным поверенным своими планами — развития линейки продукции или услуг. Ведь поиск и анализ проводится в разрезе классов Международной классификации товаров и услуг. Например, если компания производит мобильные телефоны — это 9-й класс, и наличие схожей ТМ для алкогольной продукции в 33-м классе не ограничивает возможности регистрации и использования ТМ именно для мобильных устройств.
Важна и география. Так, если вы уже знаете, что после запуска продукта в Украине будете выходить на рынок Польши, США, Китая или другой страны, целесообразно сразу проводить поиски в интересующих странах. Чтобы не получилось так, что завтра, когда бренд уже запущен и узнаваем в одной стране, компания не сможет его вывести на рынок другой страны, «упираясь» в наличие там аналогичных ТМ. Лучше продумать на старте нужные юрисдикции, чем потом думать о расфокусировке (прим. — разные бренды в разных юрисдикциях), либо отказываться вообще от выхода на рынок, либо делать ребрендинг в Украине с учетом потребностей по другим странам.
Возможные варианты
Идеальный вариант — когда проверили и выяснили, что тождественные и схожие названия не зарегистрированы, и других рисков нет. Тогда смело можно регистрировать ТМ, использовать и покорять мир.
Второй вариант — риски есть, но минимальные, и их можно минимизировать. Например, видоизменить лого, добавить графическую часть, изменить цветовую гамму и т.п.
Хуже — когда схожая ТМ уже зарегистрирована на вашего конкурента. Но, это не означает, что вы обязательно должны отказываться от этого названия. Можно обратиться к владельцу ранее зарегистрированной ТМ с просьбой выкупить её, получить письмо-согласие на регистрацию своей ТМ. Главное — действовать юридически грамотно.
Если ТМ на вашего конкурента еще не зарегистрирована, а только подана на регистрацию, возможное действие — подача оппозиции. Конечно, для оппозиции у вас должны быть основания. Например, если название, обозначение, которые подал на регистрацию конкурент, ассоциировалось с вами, вашей компанией и продуктом, еще до подачи заявки.
Если ТМ оппонента уже зарегистрирована, но не используется более 5 лет с даты регистрации, действие свидетельства на нее можно досрочно прекратить в судебном порядке.
Есть и пессимистичный вариант. Когда риски огромны и даже гарантированы, возможностей для оспаривания нет и переговоры невозможны. В таком случае нужно принять факт и проработать новый нейминг.
Как не надо делать
Все меньше, но все же встречаются компании, которые работают по принципу «если сильно хочется, то можно». И тогда возможны следующие сценарии развития событий:
«Ну, если зарегистрировать нельзя, буду и так спокойно себе использовать».
Часто спокойно не удастся, ведь собственник схожей или тождественной ТМ не дремлет. Может написать претензию, а может и собрать доказательства нарушения прав и сразу обратиться в суд. А если ваши действия приведут к путнице в умах потребителей, то это чревато рассмотрением дела в Антимонопольном комитете, ведь речь уже идет о недобросовестной конкуренции.
«Зарегистрировать в моем классе нельзя? Ок, зарегистрирую в другом»
Это лишняя трата денег на регистрацию и возможный судебный процесс. Представим ситуацию… Компания планирует выпускать шоколад под ТМ «Смачнуля». Но, как выясняется, марка уже зарегистрирована в том самом «шоколадном» 30-м классе. И тогда компаниях решает зарегистрировать ее в другом, например, в 29-м классе, который также относится к пищевым продуктам, но уже к желе, джему, варенью и т.д. Однако владелец ТМ в 30-м классе не глуп и вправе обратиться в суд за защитой. А вот вы защитить свой бренд, продукт не сможете, ведь охрана ТМ будет по закону распространяться именно на те товары и услуги, которые будут указаны при регистрации.
Кавер: Unsplash
Гифки: GIPHY