22 Сен 2016, 13:00

PayTV в Украине: проблемы и пути выхода из тупика

Кто готов платить за эксклюзивный телеконтент и как повысить его потребление в условиях трансформации рынка

Вчера, 21 сентября 2016 года в Hyatt Regency Kiev состоялась ежегодная конференция «Pay TV in Ukraine-2016: UP & UP», которая стала частью Международного медиафорума KIEV MEDIA Weeк. Что обсуждали на повестке дня и есть ли порядок на рынке платного ТВ, читайте ниже.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

«Почему отсутствует порядок на рынке?» ─ это вопрос возникает каждый раз, когда игроки рынка платного телевидения оказываются перед проблемой отсутствия единых правил честного ведения бизнеса. Во время первой дискуссионной панели «Pay TV in Ukraine 2016: UP&UP» участники конференции совместно с модератором, экс-членом Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Катериной Котенко, обсудили основные причины беспорядка в отечественной индустрии платного ТВ. 

Среди актуальных вопросов ─ недостоверная отчетность по количеству абонентов. Ведь это устанавливает неравные условия для кабельных операторов, формирует недостоверные статистические данные относительно общего количества абонентов и, как результат, влияет на размер роялти телеканалов. Некоторые кабельные провайдеры получают рыночное преимущество не в результате честной конкуренции, а благодаря применению нелегальных схем оптимизации налогообложения, избеганию лицензирования и других нарушений законодательства. Еще один фактор негативного влияния на развитие платного телевидения в Украине — дискриминация провайдеров по технической признаку: кабельные операторы до сих пор находятся в проигрышной позиции перед спутниковыми и ОТТ-платформами по распространению телевизионного контента. Регрессивное и неизменное в течение многих лет законодательство тоже не способствует развитию сегмента платного телевидения в Украине.

Согласно средней оценке участников панели на территории Украины насчитывается около 4 млн. подписчиков платного ТВ.

 

Кабельные операторы до сих пор находятся в проигрышной позиции перед спутниковыми и ОТТ-платформами по распространению телевизионного контента 

По словам Джорджа Жембери, генерального директора компании ВОЛЯ, потенциально за платный контент в целом — не только платное ТВ — готовы раскошелиться около 10 млн. от всех ТВ-домохозяйств страны, которых насчитывается порядка 15 млн. Это в лучшей перспективе. При этом Иван Шестаков, директор по маркетингу Megogo, говорит, что в ближайшие два года они планируют расширить базу еще на 1,5 млн, то есть до 5,5 млн. подписчиков. И цифры, в общем, совпадают.

Однако интерес вызвал вопрос о том, как считать платное ТВ, ведь очевидно, что за ТВ так или иначе платят все абоненты, просто различными способами. Как такового, полностью бесплатного просто не существует. Поэтому прозвучала такая информация, что в принципе на рынке все 15 млн. ТВ-домохозяйств — платные, и в среднем они платят — тем или другим способом — по $2 в месяц за сигнал. Таким образом объем рынка в денежном выражении можно считать от $8 млн. до целых $30 млн. ежемесячно. 

Украине нужна единая валюта для каналов и операторов

Несмотря на проблемы с регулированием, пиратством и низким ARPU, руководства каналов беспокоят и вопрос андеррепортинга и как следствие — отсутствие единой «валюты». В результате каналы не могут четко определиться с тем, за сколько продавать контент операторам, а те, в свою очередь, «играют» цифрами, обманывая каналы и само государство.

Если, по словам Анны Пак, директора по дистрибуции каналов Discovery Networks в Украине, Молдове, странах Балтии и Беларуси, ее группа попросту не будет продавать право на вещание канала по низкой цене, чтобы не обрушить ни, локальный, ни близкие ему рынки, то у украинских каналов не такой широкий выбор. Сложная экономическая обстановка, запрет роccийских каналов и недостаточное регулирование области вынуждает каналы Украины производить собственный контент и пытаться продать на как можно больше платформ дистрибуции. Поэтому в большинстве случаев контент «отдается» кабельным оператором по заниженной стоимости, и с доходом ниже ожидаемого, поскольку количество абонентов сознательно занижается.

Идеальным вариантом — как в случае с телеизмерением, когда на рынке Украины сменился GfK на Nielsen, а госрегулятор, который мог стать предметом осуждения за необъективность, остался не у дел — было бы создание единой «валюты» в виде некоего тарифа за абонента игроками индустрии. Это требует честности от кабельшиков.

Естественно, что каналы могли бы и дальше договариваться о той или иной стоимости продажи эфира, но они могли бы ориентироваться на реальное покрытие аудитории, и соразмерять затраты и доходы. А регулятор смог бы регулировать данную сферу и контролировать приток средств в бюджет от налога за абонента. К сожалению, пока разговоры об этом остаются лишь разговорами. 

Сложная экономическая обстановка, запрет роccийских каналов и недостаточное регулирование области вынуждает каналы Украины производить собственный контент и пытаться продать на как можно больше платформ дистрибуции 

Во второй части конференции «PayTV in Ukraine» состоялась панельная дискуссия «Новые возможности развития контента в условиях трансформации рынка». Представители ведущих мировых компаний и правообладателей ─ EUTELSAT, FOX, Canal+, AZDIO — поделились своими успешными практиками.

Апостолос Триантафиллоу, спутникового оператор Eutelsat провел практический кейс при участии компании SBB (Сербия). А также рассказал о новом спутнике EUTELSAT 9B, имеющим региональный луч специально для Украины.

Вице-президент по маркетингу и медиа United Group и CEO SBB Виктория Боклаг поделится опытом и ведущими практиками по развитию платного спутникового телевидения.

О трансформации телевещания и о том, каким станет телевидение в будущем рассказал директор по технологиям компании Azdio Стилиан Чолаков. Azdio ─ мировой лидер в области системной интеграции и проектирования IT-систем для услуг широкополосного доступа, цифрового ТВ, IPTV и VoIP.

Главный менеджер по дистрибуции и маркетингу компании THEMA Джулия Лод-Буске познакомила с успешным продвижением первого в мире телеканала, посвященного изобразительному искусству, ─ «Museum HD» и зрелищного канала c релаксационной атмосферой ─ «MyZen HD».

Каким видит рынок платного телевидения в Украине FOX NETWORKS GROUP и как компания планирует развивать его в будущем рассказал генеральный менеджер в Северо-Восточной Европе компании Fox Networks Group Родион Принцевский. Тема презентации Родиона ─ «Настоящее и будущее платного телевидения в Украине от Fox Networks Group». 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео