«Свобода слова – это в первую очередь ответственность перед обществом»
Гуру российской журналистики. Человек, первым проложивший русско-американские телемосты. Президент Академии Российского телевидения Владимир Познер приехал в Киев в рамках конференции MarketSense. В течение 15 минут, отведенных на интервью с корреспондентом ММR, рассказал о своем видении будущего общественного телевидения, цензуре и свободе слова. Ни один наш вопрос не был проигнорирован. Согласование интервью не требовалось! Владимир, как вы оцениваете медийный рынок СНГ? Мне тяжело оценивать медиарынок СНГ, я практически не смотрю телевизор, не читаю национальную прессу, поэтому о рынке в Украине или Беларуси, например, я ничего не могу сказать, так как не знаю, что происходит в этих странах. Мое личное мнение, не медиаэксперта, а обычного телезрителя, — никаких позитивных новостей об Украине я не вижу. Возможно, это правда, возможно, нет, но я не могу это комментировать. Если же сравнивать медиарынок России и США, то я могу сказать, что разница есть, и она существенна. Российская журналистика представлена двумя типами журналистов. Во-первых, это люди, помнящие советскую цензуру, вычеркивавшую все, что противоречило правящей идеологии. Журналист был обязан «залитовать» каждый свой текст у профессионального цензора. Второй тип — люди, пришедшие в журналистику уже намного позже, и для них более актуальной проблемой является тема журналистской самоцензуры и осознания журналистом своей ответственности за собственное творчество. К сожалению, многие российские журналисты понимают свободу слова как волю, возможность писать все, что угодно, не осознавая своей ответственности перед обществом. В мировой практике такого нет, для западного журналиста свобода слова — это в первую очередь ответственность перед обществом. То есть сейчас в российской журналистике нет цензуры? Цензуры, в чистом виде, то есть когда журналист идет к цензору, тот смотрит материал, что-то вычеркивает и ставит штамп «разрешено», в России нет. Зато есть другой очень любопытный факт — контроль сверху. Этот контроль заключается во встречах и телефонных звонках, где говорится, что надо и чего делать не надо. Пока же государственные каналы соблюдают один подход к информации — они управляются указаниями из президентской администрации и не затрагивают целый ряд табуированных тем и людей. Сегодня есть самоцензура. Мы все сидим и гадаем: «Можно или нельзя? А может, лучше не надо?». Надеюсь, что в будущем эта ситуация изменится. Один из возможных выходов из сложившейся нездоровой ситуации — создание общественного телевидения. В Украине также предпринимались попытки создать общественное телевидение, но они, увы, оказались неуспешными… Я знаю об этом и думаю, что причина провала общественного телевидения в странах СНГ это нерешенный финансовый вопрос. Как он будет решаться — не знаю. Возможно, по принципу BBC — будет введен специальный налог на телесмотрение, сборы с которого целиком пойдут на финансирование телеканала. Возможно, финансирование будет построено по принципу канадской CBC — государство финансирует канал, но при этом не имеет права голоса при формировании сетки вещания… Я не знаю, как будет решен вопрос финансирования общественного телевидения в России и других странах СНГ, но уверен в одном — ни государственные чиновники, ни рекламодатели не имеют права влиять на редакционную политику. Но я надеюсь на реформы в управлении средствами массовой информации, которые проведет новый президент страны Дмитрий Медведев. В наши дни российские, как и украинские, телеканалы предлагают зрителям огромное количество клонированных западных развлекательных проектов… Я бы не назвал эти программы клонированными, так как покупка формата и адаптация его под локальные особенности — это общемировая тенденция. Сегодня телевидение делает упор на развлекательные, а не общественно-политические программы. Проблема не в лицензионных программах, они зачастую сделаны очень качественно, а в общей смене формата телевещания: развлекательные передачи интереснее зрителю, а общественно-политические постепенно уходят с праймовых позиций. Вспомните, что в начале 90-х на пике популярности была именно общественно-политическая журналистика — тот же Взгляд, 12-й этаж… Все эти передачи были успешными, перебивая даже мексиканские сериалы, но прошло немного времени — и они перестали привлекать. Вина в этом не только зрителя, но и телевидения — российские журналисты не учатся, не развиваются, предлагая зрителям скучный, лежалый продукт. Еще одна причина падения популярности: все основные каналы управляются властью — информация оттуда исходит несколько однообразная. Это отбивает охоту к просмотру. Кроме того, люди чувствуют, когда им врут, и постепенно отключаются. Биографическая справка Владимир Познер, родился 1 апреля 1934 года в Париже. Отец, Владимир Познер, писатель, член писательской группы Серапионовы братья, покинул Россию в 20-е годы, жил во Франции. Мать — француженка. Окончил школу в Нью-Йорке. В 1953-м семья Владимира Познера переехала на постоянное место жительства в СССР. В 1958 году окончил биолого-почвенный факультет МГУ (кафедра физиологии человека). Работал литературным секретарем Самуила Маршака, в 1961-70-х годах — старшим редактором в АПН, в журналах Soviet Life, Спутник (ответственный секретарь), с 1970-го — комментатором в Главной редакции радиовещания на США и Великобританию Всесоюзного радио, в программе Голос Москвы. В 1982-м был ведущим первого телемоста Москва — Лос-Анджелес на I канале. С 1986 года работал политическим обозревателем на ЦТ Гостелерадио СССР. В 1986-м вместе с американским тележурналистом Филом Донахью был ведущим первых постоянных телемостов между СССР и США. Начиная с 1988 года, вел программы Воскресный вечер с Владимиром Познером и Квадратура круга. С марта 1991-го живет и работает в Нью-Йорке, где начинает делать совместно с Филом Донахью программу Познер и Донахью. С августа 1994 года вел совместную российско-американскую публицистическую телепрограмму Если… и ток-шоу Мы. 8 сентября 1996-го на телеканале НТВ вышла новая программа — ток-шоу Человек в маске (с 1996-го — на ОРТ). С февраля 1997 года ведет на волнах радиостанции Радио-7 публицистическую программу Давайте это обсудим. С августа 1997-го — руководитель программы Мы. С октября по ноябрь 1998-го — автор и ведущий информационно-публицистической программы Время и Мы на ОРТ. С сентября 1994 года — академик и президент Академии российского телевидения (АРТ). С сентября 1999-го — ведущий ток-шоу Мы и время. В связи с новым проектом отказался от программы Человек в маске. В ноябре 1999-го к десятилетию падения Берлинской стены снял фильм В поисках железного занавеса. С 1998 года — член жюри премии Триумф. Награжден орденом Дружбы Народов (1994) и орденом Почета (1999). Лауреат двух премий Эмми (США) за телевизионное мастерство. Автор книг Прощание с иллюзиями (1990) и Очевидец (1991). Увлечения, хобби — бег, теннис. Свободно владеет английским и французским языками. Состоит во втором браке. Жена, Екатерина Михайловна Орлова, — директор Школы телевизионного мастерства для региональных тележурналистов. Дочь Екатерина от первого брака — музыкант, живет в Берлине. Сын, Петр Орлов, работал собственным корреспондентом телекомпании НТВ в США. Внук Николай и внучка Маша.