СТС Media ограничила ДТВ в правах
Аналитики называют такое соглашение прецедентом на российском медиарынке и отмечают, что оно поможет избежать конфликтов между акционерами и менеджментом компании.
Компания CTC Media Inc. владеет телеканалами СТС и «Домашний». Выручка CTC Media в первом квартале 2007 года составила 104,1 млн долл., чистая прибыль — 28,1 млн долл. Показатель OIBDA — 44,288 млн долл. Крупнейшими акционерами CTC Media являются шведская Modern Times Group (39,8%), «Альфа-Групп» (26,49%), Access Industries (6,1%), Fidelity Investments (5,49%), фонды Baring Vostok Capital Partners (3%) и президент компании Александр Роднянский (4%).
Как говорится в отчете о годовом собрании акционеров СТС Media, до тех пор пока крупнейшему акционеру компании, MTG Group, принадлежит не менее 20% акций СТС Media, канал ДТВ, также принадлежащий MTG, ограничен рядом условий при заключении сделок на территории бывшего СССР за исключением Эстонии, Литвы и Латвии. Так, ДТВ не может приобретать телестанции и участвовать в конкурсе на телечастоты на территории России, не получив на это согласия совета директоров СТС Media. Без него канал не может также заключать договоренности с американскими мейджорами о покупке контента. Если совет директоров СTC Media одобрит сделку в течение 15 дней, она должна быть завершена на финансовых условиях, одобренных им, говорится в отчете. Если же менеджмент СТС Media выступит против сделки, то представители MTG должны немедленно прекратить все переговоры по сделке, однако могут вернуться к ним, если СТС Media сама не завершит сделку в течение 180 дней. В этом случае MTG может вернуться к переговорам и завершить сделку в течение года. Такие же требования распространяются на любую компанию, аффилированную с MTG Group.
По словам президента СТС Media Александра Роднянского, соглашение с MTG было заключено около года назад. «Соглашение, по которому MTG координирует все действия по развитию своего актива ДТВ, несопоставимо меньшего, чем СТС Media, заключено, чтобы мы не сталкивались с конкуренцией там, где СТС Media уже присутствует или может появиться в рамках своей стратегии развития», — объясняет он. Г-н Роднянский отмечает, что в первую очередь ограничение касается региональных рынков. «Если ДТВ планирует приобрести телекомпанию в регионе, в котором мы уже присутствуем, мы даем согласие на сделку. Но если телекомпания интересна для развития СТС или «Домашнего», мы сразу же включаемся в дальнейшие переговоры по приобретению», — рассказывает он. Г-н Роднянский отмечает, что за год СТС Media только один раз воспользовалась своим приоритетом. «У нас очень удачно складывается сотрудничество с MTG, так что это соглашение у нас на крайний случай», — подчеркивает г-н Роднянский. На ДТВ не комментируют соглашение и направляют в головной офис MTG. С его представителями связаться не удалось.
Аналитики называют это соглашение прецедентом на российском медиарынке и считают, что оно помогает избегать конфликта интересов в компании. «В России эта практика пока только вводится, но с выходом компаний на внешние рынки она получит большее распространение. Это механизм защиты, обеспечивающий лояльность акционера: владея информацией о компании, он может извлекать выгоду для себя, жертвуя интересами компании», — рассуждает аналитик банка «Траст» Алексей Демкин. По его словам, отсутствие таких соглашений часто приводит к конфликтам. «Например, вопрос о владении компанией «Алтимо», акционером «ВымпелКома», миноритарной долей в компании «МегаФон» до сих пор оспаривается в суде», — напоминает он. С ним соглашается аналитик группы ING Юлия Гордеева: «Акционер может купить бизнес в своих интересах, используя при этом капитал компании. Например, акционеры «Укрнафта» покупали большое количество заправок, используя средства компании. В случае если есть подобное соглашение, этого можно избежать». А директор отдела дистрибуции телеканала MTV Россия Андрей Димитров отмечает, что соглашение с CTC Media может затормозить региональное развитие ДТВ. «В регионах осталось не так много станций, которые можно приобрести», — говорит он.