Стив Джобс поделился проблемой с конкурентами
В истории «Антеннагейта» было все, что нужно для полноценного скандала. Во-первых, классическое начало: жалобы отдельных пользователей. Выяснилось, что если держать iPhone 4 в левой руке, зажимая его всеми пятью пальцами, у него существенно ухудшается качество приема. Во-вторых, хамская реакция: представители Apple посоветовали своим клиентам держать телефон как положено. В-третьих, зарождающаяся волна общественного протеста: ассоциация левшей (особенно страдающих от проблемы) призвала компанию исправиться под угрозой бойкота.
По мере того, как развивались события, история обрастала все новыми подробностями, не делавшими чести компании-производителю и как будто специально придуманными для учебника по маркетингу. Apple обращалась к пользователям с обещанием исправить недостаток смартфона программными методами, что позволило бы избежать покупки специальных приспособлений. Авторитетный журнал Consumer report, исследующий качество потребительских продуктов, выяснил, что проблема телефона действительно в антенне (которую программными методами не исправить) и «не рекомендовал» своим читателям покупку устройства. Это, впрочем, не помешало журналу назвать iPhone 4 лучшим устройством на рынке. Apple пошла на попятный.
Комментаторы соревновались в изобретении емких сравнений. Неправильный способ держать iPhone был назван «смертельным захватом». Сам телефон сравнивали с неудачной и провалившейся в продаже операционной системой Windows Vista, а Apple — с компанией Toyota, которой пришлось отзывать полгода назад несколько миллионов машин из-за подозрений в небезупречной работе тормозов. Рисующаяся картина отлично укладывалась в стереотип: Apple захватила рынок, обогнала по капитализации Microsoft, и естественно, начала халтурить. Меньше чем через неделю после начала Антеннагейта Motorola опубликовала в New York Times полосную рекламу своего нового телефона Droid X, антенна которого «позволяет держать его как вам понравится, и наслаждаться кристально чистым сигналом практически в любом месте». На память приходили рекламные кампании самой Apple, нещадно высмеивающие каждый новый релиз Windows.
Впрочем, у Apple есть одно выгодное отличие от прочих технологических гигантов: они доминируют на рынке совсем недавно. Поэтому вместо того, чтобы сносить критику молча и идти навстречу всем жалобщикам, Стив Джобс решил, что лучше потонет, но утащит за собой и всех остальных.
В пятницу Apple созвала внеплановую пресс-конференцию, что само по себе необычно. Все публичные выступления компании, обласканной прессой, готовятся за несколько недель. На пресс-конференции Джобс озвучил несколько тезисов.
Во-первых, он подтвердил, что компания продала уже больше 3 млн iPhone 4. Во-вторых, сказал, что только 1,7% купленных устройств возвращают в магазин (по сравнению с 6% iPhone 3Gs), и только полпроцента жалоб покупателей касаются качества приема. В-третьих, пообещал обеспечить все телефоны, купленные до 30 сентября специальным чехлом, позволяющим побороть смертельный захват. И, наконец, он сделал то, что очень редко позволяют себе менеджеры в его положении: он прямым текстом заявил, что конкуренты ничем не лучше. Смертельный захват, сказал Джобс, ухудшает качество приема не только у iPhone последних двух поколений, но и у BlackBerry Bold 9700, HTC Droid Eris и Samsung Omnia II (на сайте компании есть специальная страница с результатами замеров). Иными словами, проблемы не только у Apple, но и у всей индустрии.
И что же ответили конкуренты? Ничего. Возмущенные опровержения остальных производителей можно читать как пособие по демагогии.
Вот что сказали генеральные директора Research in Motion (производитель BlackBerry) Майк Лазаридис и Джим Болсилли: «Попытка Apple втянуть RiM в свои неудачи неприемлемы. Заявления Apple по поводу наших продуктов — это намеренная попытка… отвлечь внимание от проблем компании». По существу дела они добавили, что «RiM — мировой лидер в разработке антенн, и успешно производит эффективные беспроводные устройства уже больше 20 лет. Все это время RiM избегала технических решений, примененных в iPhone 4».
Генеральный директор Motorola Сунджай Джа сказал, что расположение антенны снаружи устройства (как в iPhone — Forbes) имеет недостатки, и по этой причине его компания избегала его.
«Apple должна сама разбираться со своими проблемами, — заявил финансовый директор HTC Хуэй-Мэн Чэн, — проблемы с приемом совершенно точно не распространены среди смартфонов».
«В результате многолетнего опыта производства качественных телефонов, Samsung начал применять внутреннюю антенну, позволяющую оптимизировать прием при любом захвате трубки», гласило официальное заявление Samsung.
Nokia заявила, что ее телефоны спроектированы для реального мира, и их можно держать в любой руке. Впрочем, финская компания признала, что захват может влиять на качество приема.
В этих отповедях есть и гнев, и недоумение и самореклама. Чего в них нет — это обвинения Стива Джобса во лжи. Что могло бы быть проще, чем сказать: заявления Apple не соответствуют действительности. Однако, никто не смог этого сделать.
На процитированных топ-менеджеров (включая Джобса) приходится 90% ранка смартфонов. И ни один из них не нашел в себе сил, чтобы опровергнуть доморощенное исследование Apple, сделанное, вероятно, в последний момент и без должной тщательности. Это может значить одну из двух вещей: либо Apple знал куда бил, и точно подобрал модели конкурентов для сравнения, либо — у всех рыльце в пушку. Но в любом случае, проблемы действительно у всей индустрии.
Представители RiM, Nokia или Samsung могут теперь сколько угодно говорить, что для их телефонов редкие сбои в связи совсем не такая проблема, как для iPhone, хотя бы потому, что на iPhone приходится львиная доля мобильного интернет-трафика, и самый перегруженный оператор в США — AT&T. После пятничных событий, сложно будет им верить (если, конечно, они не найдут в себе сил обвинить Apple во лжи). А Стив Джобс объявит результаты второго квартала, включающие выручку с миллионов проданных iPad и 1,7 млн iPhone 4, раскупленных за первый уикенд, и снова станет героем. Уже несколько лет прибыль Apple на 40% обгоняет прогнозы аналитиков. В конце концов, иногда приятно быть доминирующей компанией.
Андрей Бабицкий