Валентин Войтков, директор Центра стратегических коммуникаций, PR-консультант
Главное – не нервничать, не принимать эмоциональные, спонтанные решения. Помните, троллинг – часть конкуренции, элемент соревнования. А в бизнесе, как в любом соревновании, соперник хочет, чтобы вы играли в его игру.
Ответ зависит от многих факторов: кто атакует, когда, на какой больной мозоль пытается наступить. Если это аутсайдер рынка, лучше промолчать. Зачем расходовать ресурсы на разную «мелочь»? А если ваш реальный конкурент, подумайте над симметричным ответом.
В случае с lifecell и «Киевстаром» это могло быть что-то в стиле «Наши клиенты не ходят налево» или «Пока конкуренты спамят, мы строим новые вышки». Такой «наезд» – хороший повод для «Киевстара» напомнить о своих преимуществах и потроллить конкурента.
Сергей Дидковский, PR-стратег, СЕО в Golova Agency
Первый тезис. Вокруг нас много рекламы, которая составляет для нас информационный шум. Чтобы аудитория тебя заметила, тебе нужно выделяться. А выделяться нужно «креативно».
Второй тезис. «Креатив» — это возможность проявить свой интеллект. Соревноваться интеллектом — более интересный процесс, чем соревноваться лишь механическими процессами, вроде массового размещения наружной рекламы со стандартизированными рекламными сообщениями.
Виктория Блинова, начальник департамента маркетинговых коммуникаций и информационного обеспечения «УкрАВТО»
Я так понимаю, что в вопросе о наступлении конкурента существенным оказалось понятие «креативно». Действительно, какой конкурент не мечтает хоть когда-нибудь да наступать, в бизнесе иначе нельзя. Однако в подавляющем большинстве случаев все эти наступления можно охарактеризовать как стандартные, общеизвестные в данных «правилах игры»: оттеснить, подавить, захватить или уничтожить. Творческий, т.е. креативный подход, встречается значительно реже. Причем он, как правило, не нацелен на решение глобальных задач. Наоборот, с его помощью решаются локальные, оперативные, иногда «сиюминутные» задачи, когда объект воздействия можно увлечь, заинтересовать, заинтриговать, захватить (внимание, некое пространство и т.д.) – то есть, говоря на языке церкви, прельстить (сразу оговорюсь – прелесть, согласно православной традиции – это грех). Также интересна методика действий при креативном подходе: внезапность, неожиданность, обязательно максимально скрытная подготовка, маскировка сил и средств и… точечные, выверенные удары с целью достижения максимального эффекта. Ничего не напоминает? Вообще-то перед нами чуть ли не детальное описание диверсионных операций.
Любой теоретик военных действий скажет, что именно при диверсиях нужны выдумка, смекалка, нетрадиционные решения и, как обязательный элемент, фактор введения в заблуждение, то есть, говоря по-простому – банального обмана и вранья. Так что же делать, если это все же не война, а обычный бизнес (хотя, как утверждают, бизнес – это как раз именно война с враждебным окружением). Во-первых, четко уяснить для себя как бизнес-структуры, что «креативно наступающий» конкурент просто не может играть абсолютно честно и прозрачно, в его наступлении всегда будут присутствовать «подводные камни». Во-вторых, не стоит выискивать и демонстрировать эти «камни» самим, пусть их увидят другие – конкуренты, потребители и т.д. Но путь их обнаружения стоит указать. И путь этот заключается в четком позиционировании собственных преимуществ и позиций, на которые совершено наступление. В данном случае нужно не столько отбиваться и оправдываться, сколько отстраивать и укреплять свои позиции. Ведь если они атакованы, значит там зарыто «слабое звено». Диверсанты – они ведь как всегда проникают там, где можно воспользоваться слабостями и недостатками.