Совместное формирование образа будущего Украины — основная задача социальной рекламы: итоги круглого стола
17 декабря в рамках VIII Национального фестиваля социальной рекламы прошел круглый стол "Стратегия социальной рекламы. Украина"
Одной из важнейших задач современного развития украинского общества является переход к стратегической информационной инициативе. То есть создание и продвижение собственной тематики и повестки дня вместо запоздалого реагирования на навязанные нам темы.
Это была главная мысль доклада Владимира Чепового, генерального директора издательства "Блиц-Информ", шеф-редактора газеты "БИЗНЕС".
Эта мысль стала и лейтмотивом всего круглого стола.
Развивая мысль о необходимости формирования собственной информационной повестки для страны, Владимир обозначил три наиболее важные и перспективные, с его точки зрения, направления: "Украина как новый гуманистический цивилизационный проект", "Глобальный страховой случай — Украина" и "Умение атаковать правдой".
"Украина как новый гуманистический цивилизационный проект — мы давно с коллегами это обсуждаем — сейчас идет война прошлого с будущим. В глобальном смысле мы сейчас находимся при рождении новой цивилизации. Все старое всегда сражается с рождающимся новым. И Украина оказалась на этом историческом разломе. Как только родится новое, старое погибнет в идеологическом смысле", — сказал он. И отметил, что сегодня в Украине уже существует несколько проектных групп, которые занимаются изучением и описанием этого будущего — новой цивилизационной модели. В качестве одного из таких проектов он привел пример коллективной инициативы "Нова Країна".
Формулирование и продвижение гуманистических принципов новой цивилизации является сегодня одной из приоритетных задач социальной рекламы.
Также он отметил, что мы должны научиться атаковать правдой. И в качестве примера привел попытки других стран, в частности России, манипулировать историей. Он отметил, что одной из важнейших информационных задач, в том числе и социальной рекламы, является правдивый рассказ истории нашей страны.
В качестве инструмента реализации таких глобальных задач он видит необходимость создания координационного центра, который объединит усилия и возможности государства, бизнеса и общества.
[video_5359]
Архитектор Игорь Степанов в своем выступлении на примере конкретного социального проекта показал, как можно решать глобальные социальные задачи относительно небольшим ресурсом, полученным от объединения усилий власти, бизнеса и профессионального сообщества. Проект "Архітектурні скарби України" (2013—2014 гг) имел цель лучше познакомить людей из разных областей Украины и создать единое знаковое пространство страны, основанное на архитектурных символах украинских городов.
Примечательным моментом этого проекта является то, что в его разработке и реализации принимали активное участие, как представители городских властей, так и представители бизнеса. В частности, ведущие операторы наружной рекламы. А сама идея проекта была рождена архитектурным сообществом в рамках исследований о том, как сделать наружную рекламу более органичной частью городского пространства.
"Эмоциональный ключ проблемы заключается в том, что страна не знает сама себя. Люди, которые живут в условном „Луганске" понятия не имеют, кто живет в условном „Ужгороде". Головы людей там и там заполнены какими-то мифами. Мифами, идущими из далекого прошлого и тщательно насаждаемыми сегодня как основа для будущего. Эту мифологию не разрушить одним единственным действием. Для того чтобы ее преодолеть необходим целый ряд последовательных шагов…", — обозначил ключевую задачу проектов социальной рекламы Игорь Степанов.
[video_5360]
Политолог Юрий Кочевенко сделал ретроспективу социальной рекламы от древнейших времен до наших дней. Он отметил, что формирование социальной рекламы, как инструмента развития общества, произошло в ведущих мировых странах во время второй мировой войны. Когда руководители государств увидели необходимость создания координационных центров социальной рекламы. Такие центры активно работают и по сей день.
В качестве позитивных примеров он привел опыт Великобритании и США, где социальная реклама формируется и реализуется во взаимодействии государства, бизнеса и общества. И отметил, что пока Украина живет в парадигме прошлого, модели созданной в Советском Союзе, когда заказчиком социальной рекламы выступало государство.
"У нас сейчас ситуация и печальная, и уникальная; перспективная в том плане, что нам особо и ломать нечего, чтобы построить что-то новое. Резюмируя, скажу, что мы сейчас, объединив усилия, можем подумать о том, как сделать чтобы это [социальная реклама] работало", — сказал Юрий Кочевенко в завершении доклада.
[video_5361]
Развил и дополнил мысли докладчиков Андрей Кашпур, руководитель исследовательского проекта ReputationLab, который отметил, что сейчас есть уникальная возможность спроектировать будущее нашей страны. И для этого есть возможность создать информационную систему, в работе которой активно принимает участие и власть, и общественность, и бизнес. И каждый из участников этой системы видит и понимает свою пользу от инвестиций в ее работу. И это является основой системы намного более эффективной, чем привычные из советского прошлого административно-директивные способы действия.
Также он отметил, что кроме создания такой системы необходимо формулирование тех идей и смыслов, которые будут предложены обществу как образ будущего Украины.
"Необходимо создавать систему, которая включит в себя и бизнес, и представителей всех уровней власти, и представителей общественности, и высокопрофессиональных рекламистов, для которых это тоже будет важным и полезным делом. И эти люди в совместном действии смогут реализовать и стратегию и способы ее реализации", — вынес на обсуждение участников круглого стола Андрей Кашпур.
[video_5362]
Обсуждение по теме круглого стола проходило жарко и коснулось важных тем, связанных с эффективностью социальной рекламы.
В частности, такой темы как квоты на социальную рекламу в медиа и вопрос прозрачности их распределения.
А также вопроса о том, кто и почему может выступать заказчиком социальной рекламы.
Этот вопрос перешел в обсуждение моральной ответственности рекламистов за те смыслы и идеи, которые они продвигают в обществе.
Дискуссия была остановлена началом церемонии награждения победителей VIII Национального фестиваля социальной рекламы, а участники круглого стола договорились продолжить эту работу в формате рабочих встреч — воркшопов. Первый из которых пройдет в начале января 2015 года.