05 Сен 2017, 10:50

Маркетинг пятого размера: инсайдерский взгляд на Силиконовую Долину

Маркетолог из Сан-Франциско рассказывает, как устроена Мекка каждого стартапера — эксклюзивно для MMR

Александра Смелянская — маркетолог, специализирующийся на product marketing и user research. В ее резюме работа с множеством компаний и стартапов — Rove.me, Stanfy, Greencubator, Happy Farm Business Incubator и другие. Насколько глубоко она укоренилась в Кремниевой Долине очевидно хотя бы из того, что ни об одной их этих компаний вы не слышали — не так ли?

Но это мы и попытались прояснить: в чем magic Кремниевой Долины, как она меняет предпринимателей и подход к бизнесу в целом, как инвесторы мирятся с провалами стартаперов, как устроена работа в командах, и есть ли место для украинцев в забугорной Мекке дерзких бизнесменов нового формата.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Кремниевая долина как уникальное явление — почему именно здесь, в окрестностях Сан-Франциско, в Калифорнии, а не где-либо в мире? 

Секретную формулу создания Кремниевой Долины очень коротко и точно описал Пол Грехем, основатель Ycombinator:

«What it takes is the right people. If you could get the right ten thousand people to move from Silicon Valley to Buffalo, Buffalo would become Silicon Valley». 

Все что вам нужно — это правильные люди. Чтобы создать Кремниевую Долину понадобилось собрать вместе два типа личностей — очень умных (их еще принято называть nerds) и очень богатых (инвесторы). 

Именно большое количество образованных людей считается основополагающим фактором для появления Долины. И огромная заслуга в этом принадлежит Стэнфордскому университету и университету Беркли. Очень часто Стэнфорд называют «прародителем» Долины. Особенно важным было создание Стэнфордского исследовательского центра, который в своем роде стал первым технологическим парком.

Офис Facebook 

В чем особенность Кремниевой Долины как экосистемы? Как среда влияет на предпринимателей? 

Во-первых, тебя окружают люди, горящие идеями. Это очень стимулирует и, я бы сказала, заставляет мозг активнее работать над идеями. «Над чем ты сейчас работаешь?» или «О чем твой проект?» — обычные вопросы при первой встрече, почти как у нас «Как дела?». При этом, люди всегда очень открыты к новым идеям, моментально могут дать фидбек, порекомендовать хорошего специалиста или ментора. Это мотивирует двигаться быстрее, работать над идеей и итерировать, даже если вы совсем не уверены в успехе. «Пробовать и действовать» — вот как я бы охарактеризовала основной девиз людей в Долине. 

Во-вторых, вы находитесь в окружении, где быть предпринимателем и делать стартап — это cool. Где риск — естественная часть жизни, а выход из зоны комфорта более важная цель, чем стабильный доход. 

В-третьих, очень важным аспектом является негласное правило взаимопомощи, то что еще называют «give before you get» и «everyone is a mentor». Помогать принято всем/каждому и чем можешь: советом, контактом, идеей, фидбеком, рекомендацией.
При первом знакомстве, сразу после вопроса «Над чем ты сейчас работаешь?» принято поинтересоваться «Чем я могу помочь?». Просить помощи не стыдно, а правильно. Задавать вопросы и нуждаться в совете не страшно, а нужно. Например, на ивенте я смело могу подойти к самому известному эксперту и попросить его совет. Или отправить твит CEO успешного стартапа и задать вопрос. Такая культура открытости дает доступ к экспертизе, которая необходима для запуска проекта.

Так какая же экспертиза необходима предпринимателю для запуска проекта с нуля? Из твоего опыта — с чего стартаперу начинать? 

Готового рецепта для запуска успешного проекта нет, но доступ к экспертизе и опыту компаний есть у каждого. Одно из лучших описаний всех стадий, которые проходит проект от идеи до запуска дал Сэм Альтман, президент Ycombinator, в мануале Startup Playbook. Это такой маст-хев и минимум для каждого, кто начинает этот путь.
Далее, я советую просмотреть обучающий курс How to Start a Startup, тоже созданный Ycombinator. Он дает ответы на основные вопросы и проблемы, с которыми сталкивается основатель стартапа: как работать с отзывами от клиентов, как искать людей в команду и создавать свою «культуру», правильно планировать фандрайзинг и многие другие. 

В такой необычной среде — как модифицировалась роль инвестора и ответственность перед ним? 

Стартап — это по определению риск и неопределенность. Вся работа проекта строится на assumptions, которые либо окажутся верными и перерастут в реальный бизнес, либо не оправдаются. Поэтому, например, у стартапов отсутствует такое понятие как бизнес-план. Есть предположение и приблизительные расчеты, с которыми фаундеры приходят к инвесторам, но ничего не могут им обещать или гарантировать. 

На стадиях pre-seed и seed, по сути, инвестиции даются на проверку гипотез, а уже series A, B и дальше — на расширение и рост, если гипотеза оказалось верной. Инвесторы знают о сверхвысоких рисках, поэтому чаще всего не просто вкладывают в проекты деньги, но и всячески помогают фаундерам своей экспертизой, чтобы увеличить шансы на успех. 

Любой провал в Долине воспринимается как очень полезный опыт. И если после краха один из фаундеров будет запускать новый стартап, доверие новых инвесторов к нему будет больше, чем к человеку без такого опыта. Со стороны инвесторов толерантность к неудачам здесь очень высокая. Истории из Кремниевой Долины показывают, что практически за каждым успехом скрывается несколько провалов. Например, Макс Левчин имел за плечами четыре провальных компании, прежде чем стал фаундером Paypal. Основатели Twitter, Linkedin, Amazon и десятков других компаний-гигантов тоже имели failures-истории за плечами.

Как обычно распределяются роли внутри проектов? Есть проверенная схема для Кремниевой Долины? 

На первых стадиях команда обычно очень маленькая и мультидисциплинарная. CEO, дизайнер, инженеры и маркетолог — каждый имеет свою четкую роль, но при этом достаточно сильно вникает в работу остальной команды. Например, маркетолог принимает участие в принятии дизайнерских и продуктовых решений, тогда как дизайнер будет в курсе маркетинговой стратегии запуска продукта. В общение с клиентами, будь то customer support или user interviews, обычно вовлечены все члены команды, включая инженеров. Такой подход упрощает доступ к информации и ускоряет процесс принятия решений, ведь на первых этапах количество проблем и вопросов, с которыми ежедневно сталкивается команда огромное, и все решения должны приниматься очень быстро.

Процесс создания идеи в стартапе 

Какие нестандартные ходы и маркетинговые фишки используют стартаперы на этапе лонча продукта? 

Одним из основных трендов в маркетинговых коммуникациях, которые используют стартапы при запуске, является тотальная персонализация, когда вся коммуникация с аудиторией ведется непосредственно с их личных аккаунтов членов команды в Twitter, Snapchat, Instagram. Это называется social with personality. На начальном этапе понятие «бренд» или «компания» вообще отсутствуют. Огромное значение имеет, кто ваша ЦА. Чем моложе аудитория, тем нестандартнее подход к коммуникациям — больше юмора, гифок, шуток в Twitter, коротких fun-видео в Snapchat и Instagram. 

Украинские специалисты здесь востребованы? Не возникает чувство, что в Кремниевой Долине ты «один из»?

Национальность здесь не имеет значения — только ваша личность, интересы, взгляды, подходы к работе, насколько вы командный игрок или лидер и то, что называется soft skills.
Я не могу сказать, что украинские специалисты востребованы as they are. Да, вы «один из», ведь маркетолог — не уникальная профессия. Конкуренция огромна, и это заставляет задуматься, а что же делает вас востребованным специалистом? Личный бренд работает также, как бренд продукта, а персональная коммуникация, блоггинг и личные связи с командами — лучшая стратегия для трудоустройства. 

Кремниевая Долина изменила тебя? 

Да, однозначно. Во-первых, мультикультурность и diversity команд, наверное, первый вызов для украинцев в Долине, но если вы достаточно open-minded, то быстро вольетесь и поймете преимущества различных опытов, идей, взглядов. Языковые и культурные барьеры никто не отменял, но с другой стороны — общение и работа с новыми и очень разными людьми способствуют развитию эмпатии — критически важного качества для маркетолога. 

Во-вторых, планка для специалиста здесь очень высокая, особенно в стартапе. Маркетолог — это человек-продукт и человек-пользователь. Хороший маркетолог не только разбирается в рекламе, аналитике, acquisition- и retention-тактиках, но и в психологии, отлично пишет, владеет дизайн-инструментами и обязательно немного кодит. И я встречала таких специалистов — им было 21-25 лет. Такая среда очень мотивирует постоянно учиться и двигаться вперед. Если вы не развиваетесь, то очень быстро проиграете конкурентную битву.

Александра Смелянская

Расскажите друзьям про новость

Новое видео