«Сила перемен» не уходит с улиц Киева
В Киеве разгорелся религиозный скандал. У акции «Сила перемен» оказалось два заказчика: финская телекомпания и небезызвестное «Посольство Божье». Представители УПЦ МП называют масштабную рекламную кампанию экспансией сектантов.
Пиар за чужой счет
Уже в начале декабря с городских ситилайтов, лайтбоксов и билбордов должна исчезнуть нашумевшая реклама кампании «Ощути силу перемен». Вчера организаторы акции созвали пресс-конференцию, главная цель которой — дистанцироваться от верховного пастыря церкви «Посольство Божье» Сандея Аделаджи.
«Сандей не входит в наше объединение, потому что он ведет себя неадекватно», — сказал Михаил Паночко, президент Всеукраинского союза церквей веры евангельской-пятидесятников (примечательно, слово «пятидесятник» не было отображено на табличке, которая стояла перед г-ном Паночко во время пресс-конференции). По его словам, именно он пригласил организацию «Ощути силу перемен» в Киев.
Скандальный окрас кампания приобрела после публикаций — в частности, и в «24» — о том, что за «Силой перемен» стоит Сандей Аделаджа. Но организаторы акции уверяют: г-н Аделаджа попросту использует рекламную кампанию в своих интересах. Якобы среди прихожан «Посольства» распространяется религиозная газета с названием «Ощути силу перемен». А на улице Электриков под логотипом «Силы перемен» разместили призыв посещать проповеди «Посольства Божьего».
«Сила перемен» по-русски
В то же время в «Посольстве» продолжают твердить: именно они развернули столь масштабную кампанию. «У пастора Сандея было видение на следующий год о том, что нашу страну ждут перемены. И эта акция — подготовка к этим переменам», — сказал «24» пастор церкви «Посольство Божье» Юрий (Харчевников).
По его словам, прихожане «Посольства» раздавали значки, разносили книги и занимались другой организационной работой. «У нас еще много дочерних церквей, которые взяли на себя часть забот», — добавляет пастор харизматической церкви.
Ханну Хаукка, исполнительный директор компании IRR-TV («Международное русское радио и телевидение»), которая, судя по предоставленным «24» документам, является заказчиком рекламных услуг, говорит: спонсоры акции — 11 тыс. сторонников организации по всему миру. Большая часть из них проживает в Финляндии. По словам г-на Хаукка, «Силу перемен» уже ощутили на себе в 13 городах России, а также в странах Средней Азии.
Интересно, что в России акция сопровождалась скандалами. В Архангельске, например, против кампании «Ощути силу перемен» восстала православная церковь. Представители Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ МП даже обвинили организаторов в вербовке людей и в психологическом насилии над личностью.
Подобные конфликты с Православной церковью сопровождали акцию и в Уфе, и в Петрозаводске. Священнослужители утверждали: ядром организации являются так называемые пятидесятники и неопятидесятники.
Православные против
Как утверждает Михаил Паночко, на проведение акции в Киеве негласно дал добро патриарх Филарет (УПЦ КП). Но отец Евстратий (Зоря), пресс-секретарь главы УПЦ КП, говорит, что ничего о такой договоренности не слышал.
«Сто процентов — официально никто не обращался. Я не исключаю, что кто-то мог в частном порядке спросить, а кто-то от церкви сказать: «не возражаю». Но мне об этом не известно. К самой рекламной кампании мы относимся нейтрально. Смущает то, что не совсем понятен состав этой организации и не совсем понятна роль в кампании Аделаджи», — сказал отец Евстратий.
С другой стороны, Василий Анисимов, пресс-секретарь УПЦ МП, называет участников акции не иначе как сектантами. «Как православные могут относиться к засилию сектантской рекламы?! Православный сам идет к Богу. А у них задействованы западные технологии сетевого маркетинга: хочешь получить то-то, приди к нам и сделай то-то. Наподобие кампании «Гербалайф». Судя по рекламе, к людям они относятся просто как к потребителям», — высказал свое мнение г-н Анисимов.