Ферзь
Одна из ключевых фигур на доске. Ферзь — самая сильная из всех имеющихся. Она объединяет в себе несколько экспертиз: ходит прямо и по диагонали, но при этом может перемещаться и по белым, и по черным клеткам на любое расстояние.
По моему мнению, «агентский ферзь» — это креативный директор. Он должен объединять в себе несколько экспертиз: как минимум, разбираться в креативе, продакшне и медиапланировании, быть хорошим спикером и фасилитатором. Поэтому ему открыты все пути коммуникации.
Ладья
Вторая по значимости фигура на доске. Она ходит только прямо, при этом пересекая и черные, и белые клетки. В отличие от ферзя, ей закрыт путь по диагонали. Но ладья может утереть нос ферзю, если она работает в паре со второй ладьей.
Две ладьи — это настоящая боевая единица. Как по мне, это креативная пара «копирайтер – арт-директор». Также существуют и одинокие ладьи. Это фигуры которые двигаются вперед, дойдут до самого конца и найдут тот самый инсайт, на котором все будет строиться. Одинокие ладьи — это стратеги.
Слон
В отличие от ладьи, слон может ходить или по черным, или по белым клеткам. Эта особенность делает специалистов–«слонов» крутыми узкоспециализированными специалистами, которые могут сидеть над шаблонными задачами часами. Минус — в сложности ухода от шаблонностей. Как только речь заходит о нестандартных задачах или обычной задаче под другим углом зрения, это заканчивается скандалами.
Если утрированно проиллюстрировать, то выглядит это так:
– Я замечательный дизайнер, который делает великолепную gif-анимацию размером 100х300 пикселей.
– Великолепно! Но мне нужна 100х260 пикселей.
– Нет, я же сказал, что делаю gif-анимацию размером 100х300 пикселей.
Конец.
Специалисты–«слоны» в рекламной индустрии: дизайнеры.
Конь
Конь — это самая активная фигура на доске. Единственная, которая способна перескакивать через другие фигуры. Конь очень эффективен в середине доски, но если коня поставить в угол и ограничить его действия, то он становится бесполезным. В агентствах к «коням» я отношу людей, которым можно поручить даже очень странные вещи — например, найти на съемки видеоролика азиатского карлика в каком-нибудь ПГТ. Или встретить клиента перед презентацией и занять его чем-нибудь на пару часов, потому что осталось доделать буквально пару слайдов. Эти люди способны решить вопросы любой сложности и выкрутиться из любой ситуации. Больше всего на такие должности подходят: продюсер, аccount мanager.
Пешки
Пешки — самые незначительные фигуры на доске. Они существуют для того, чтобы помогать другим фигурам разыгрывать свои комбинации более эффективно.
Их сила — в единстве, ведь по одиночке они быстро погибают. Но даже у пешки есть особенность, которая не свойственна остальным: это единственная фигура, которая может превратиться в любую другую фигуру в случае успешного прохождения всей доски.
В рекламном агентстве пешки — это стажеры.
Король
Король — самая важная фигура и одновременно самая слабая. Она ходит во все стороны, но только на одну клетку. И если ход случается, об этом говорят все. Поэтому фигура короля похожа на собственника или акционера. Если их не будет, партия заканчивается.
А теперь несколько советов из шахмат, которые помогут в управлении:
1. Используйте все фигуры
Все фигуры должны принимать участие в игре, иначе зачем они нужны на доске?
2. Планируйте
Как ни странно, но игра в шахматы базируется на трех принципах:
— Анализ ситуации.
— Планирование.
— Непрерывное ведение расчетов и комбинаций.
Эти принципы — фундамент эффективного развивающегося рекламного/креативного агентства.
3. Двигайтесь
Если ваши фигуры стоят на месте, от них нет пользы.
4. Думайте, как минимум, на ход вперед.
А что произойдет, если я потеряю эту фигуру?
А что будет если я подставлю пешку?
Это позволит смотреть на ситуацию шире и всегда иметь как минимум один альтернативный вариант развития событий.
5. Делайте эффективные ходы
В шахматах больше всего ценятся ходы, которые преследуют несколько целей:
— Атака на несколько фигур.
— Защита своей фигуры и атака на противника.
Мыслите масштабно!
Послесловие: перед вашими глазами — наше видение «управленческой инструкции». Если вы ещё с нами, это маленький повод задуматься, что она не бесполезна. Спасибо!
Последние напутствия:
1. Помните, что эта инструкция несовершенна. Она дополняется в индивидуальном порядке и учитывает мельчайшие моменты организации вашей команды.
2. Помните, что фигуры на доске — живые люди с уникальными особенностями. Ни одна общая система организации не может их учесть. Их может распознать только руководитель и только на практике.
3. Помните, что поспешные ходы не приводят к эффективным решениям. Думайте!