Существуют стереотипы о бездомных животных и работе благотворительных фондов? Как боретесь с ними?
Да, есть стереотипы, а точнее, недоверие к благотворительным фондам. Как боремся? Мы открыты, отчитываемся по расходам, регулярно публикуем отчеты на своем сайте и страницах в соцсетях, рассказываем и показываем, на что тратим деньги.
Другой стереотип ― будто беспородная собака хуже породистой, что у нее заразные заболевания, неадекватное поведение. Но мы проводим различные мероприятия, чтобы показать, что на самом деле это не так.
И еще один стереотип ― убежденность, что животных на улицах тьма тьмущая и избавиться от них невозможно. Наша основная задача ― показать, что животных вменяемое количество и что сократить их численность гуманными способами возможно. Поэтому популяризируем стерилизацию и гуманное отношение к животным, читая лекции в школах по всей Украине.
Какие особенности социального маркетинга в Украине можете назвать?
Украинцы очень отзывчивые, но при этом их нужно заинтересовать. Также молодое поколение готово подражать позитивному примеру ― здесь большую роль играют соцсети. Мы уже пришли к тому, что быть добрым и открытым, искренне помогать слабым ― это круто. Это тренд. Осталось его глобализировать.
В феврале наш приют посетили ребята из США и Австралии. Они сняли VR-видео для сайта, на котором можно смотреть видео о разных организациях по всему миру и виртуально побывать в приюте. Они снимали нас, фонд «Таблеточки» и волонтеров в Днепре. То, что новые технологии используют для добрых дел, ― это круто.
С какими сложностями столкнулись на первых этапах работы фонда? Как их преодолевали?
Главной сложностью было то, что в Украине на тот момент не было подобных организаций. Не было возможности у кого-то подсмотреть, как и что лучше делать. Поэтому мы работали методом проб и ошибок.
Мы считаем, что основная проблема в сфере благотворительности, ― это большое количество мошенников и, соответственно, высокий уровень недоверия к подобным организациям в Украине. Поэтому мы до сих пор рассказываем и показываем, что прозрачной благотворительности есть место!
Помогает ли вам государство? Насколько законодательная база лояльна к деятельности подобных организаций?
Государство помогает тем, что не мешает☺ Мы полностью прозрачная организация, поэтому конфликтов и проблем с госструктурами нет. По некоторым направлениям сотрудничаем с КГГА, но ничего глобального, скорее, информационный обмен (статистика по бездомным животным, общие проблемы экологии и проч.).
Цель вашего проекта не просто собирать животных, а максимально быстро находить им хозяев. Как маркетинг помогает в этом?
Сегодня цель фонда глобальнее (хотя начинали мы именно с этого) ― гуманное отношение к животным как с образовательной точки зрения, так и в рамках практической помощи в разных направлениях.
Кроме «Пристройства» и «Поиска», у нас появились такие программы, как «Опека» и «Биоэтика». Да, мы по-прежнему находим дом для бездомных животных, но деятельность фонда в первую очередь направлена на воспитание у общества гуманного отношения к четвероногим и сокращение количества бездомных животных гуманными методами!
Фонд реализует и отдельные глобальные проекты. К примеру, 2017 год мы проводим под эгидой популяризации активного образа жизни, спорта и единства с братьями меньшими. Цель ― оборудовать общественные места площадками для дрессировки и выгула собак в городе для активного отдыха животных и их хозяев. Такие площадки решат многие проблемы: улучшение экологической ситуации в городе, уменьшение количества конфликтных ситуаций, сокращение количества бездомных собак, воспитание культуры и стандартов поведения у владельцев собак.
Какие инструменты маркетинга используете, чтобы донести идею ответственности за тех, кого приручили? Что работает лучше всего, а от чего отказались?
В свое время мы проводили различные ивенты, участниками которых были животные из приюта (нас до сих пор часто просят это сделать), но достаточно быстро отказались от этой идеи. Четвероногих забирали на эмоциональной ноте, а спустя время хотели вернуть их в приют. Желание забрать пушистика должно быть полностью осознанным, иначе это приведет к еще одной психологической травме у животного. По этой же причине мы радикально против того, чтобы животные выступали в качестве подарка-сюрприза. Перед тем как человек захочет взять четвероного из приюта, мы рассказываем о сложностях содержания животного и всей ответственности этого шага. Именно для этого мы также проводим лекции в школах, где учим детей ответственно относиться к желанию завести животное.
В кинотеатрах массированно идет ваша реклама. Это главный формат передачи сообщения ЦА? Почему именно он ― из-за низкой стоимости контакта? Насколько он эффективен? Каким компаниям вы бы порекомендовали этот формат?
Это один из форматов. Мы стараемся задействовать как можно больше каналов, но всегда идем через позитив. В стране и так сложная ситуация. Приходишь в кино отвлечься, а там еще бедных собачек показывают. Поэтому используя этот формат, стоит помнить, что реклама не должна выглядеть, как реклама: когда люди приходят за фаном, они должны получать фан.
Нет, это не самый дешевый канал. Выбирая канал коммуникации, мы думаем не о его стоимости, а о покрываемой аудитории и наиболее эффективной форме восприятия наших посылов. В данном случае все совпало наилучшим образом.
Какие еще каналы коммуникации делают вас известными?
Мы активно работаем с форматом современного сарафанного радио ― SMM-направлением (акции / поддержка лидеров мнений / позитивные истории о пристройстве животного). У нас много проектов в онлайне. Недавно команда украинского офиса ВК и группа The Hardkiss пригласили нас в проект «ВКДобро». Он направлен на привлечение внимания к проблеме бездомных четвероногих. Ребята показывают, что делать добро ― это просто. Также в рамках нашего «года спорта» стартовала акция в Facebook и Instagram #бегузасобак. В планах запустить свой YouTube-канал.
Мы принимаем участие в профильных мероприятиях (выставки собак, фестивали, конкурсы), организовываем свои мероприятия (например, забег с собаками 17 июня). Что касается ТВ, то из-за высокой стоимости (а мы все-таки БФ) рекламу здесь не используем, обычно это профильные рубрики в программах. Так как мы были первыми, кто создал фонд в таком формате, за четыре года нас успели узнать и, надеемся, полюбить☺
В рамках WizzAirKyivCityMarathon 2016 состоялся благотворительный забег в поддержку подопечных Happy Paw. Какие результаты это принесло? Чем измеряли эффективность?
Благодаря марафону мы собрали деньги на чипирование животных в приюте (420 пушистиков). Мы были одними из первых с такой инициативой. В этом году нас ждет новый челлендж — мы организовываем свой забег #біжузапухнастого.
На вашем сайте указано очень много партнеров, которые поддерживают ваш проект. Как выстраиваете работу с ними? Что входит в партнерский пакет? Какова ваша зона ответственности?
Мы не коммерческая организация, поэтому конкретных партнерских пакетов у нас нет. В основном это компании, которые сами хотят помочь. Направления бывают самые разные ― от помощи в закупках корма/медикаментов до профессиональной помощи в развитии БФ. Сотрудничество строим на взаимовыгодных условиях и ответственности всех участников сотрудничества.
К проекту привлечены публичные персоны, среди которых Onuka, The Maneken, руководитель Nestle Ukraine Марк Эль Хоури. Это маркетинг так хорошо сработал, что на вас обратили внимание, или это они пиарятся за ваш счет? Какая выгода от этого для Happy Paw?
Мы думаем, совокупность нескольких факторов. Мы постоянно придумываем проекты и стараемся создавать что-то новое, чтобы привлечь внимание к актуальным темам и проблемам, показать, насколько важно быть гуманными и что каждый способен сделать мир лучше.
Украина делает немало в направлении благотворительности. Искреннее желание осуществить чужую мечту, изменить чью-то жизнь к лучшему, вдохновляет и распространяется с вирусным эффектом. И мы рады, что вдохновляем публичных людей, которые способны своим примером вдохновить еще больше людей.
Вы внедрили систему поиска пропавших собак, значит, работаете с Big Data?
Мы не работаем с Big Data. На сайте реализована база на MySQL, которая формируется по всем запросам/заявкам пользователей. Сайт очень простой в управлении, и заявки можно оформлять самостоятельно. Наши сотрудники занимаются только модерированием. Это, скорее, вспомогательный инструмент, который должен облегчить работу волонтеров и поиск собак для владельцев.
Маркетинг-check-list: что нужно знать о продвижении социального проекта энтузиастам, которые тоже хотят открыть приют для животных?
Ответить на вопрос, зачем вы это делаете и какую проблему хотите решить.
Спасти всех невозможно, как и пытаться достучаться до всех.
Верить в то, что ты делаешь, и показывать своим примером, как можно сделать так, как ты, или даже лучше.
Не просить деньги у компаний и людей, а сделать интересный проект/акцию/челлендж, чтобы человек получить что-то взамен. Сувенир это будет или позитивные эмоции ― решать вам.
Рассказывать о реальных позитивных историях и избегать негатива. Благотворители привязываются к животным, которым помогают. После негативного опыта (например, если тяжелобольную собаку не удалось спасти) человек может заблокироваться, и желание помогать пропадет.