04 Май 2016, 11:31

Сайт по плану: 13 чек-пунктов, которые сохранят нервы

Что учесть, чтобы в день запуска сайта не случился аврал

Если на майские вы решили подрихтовать свой сайт, а то и вовсе перезапустить — эта статья именно для вас. В такие моменты всегда создаётся впечатление, что на все сто подготовиться ко дню запуска/перезапуска нереально. Тем не менее, вполне возможно подобраться к такому состоянию максимально близко. Не так важно, создаёте вы свежий сайт с нуля, проводите редизайн уже работающего, или пересаживаетесь на другую CMS — эти 13 чек-пунктов будут полезны в любом случае. Они позволят прикинуть, всё ли готово к работе сайта, и сохранить себе нервы.

Андрей Панченко
основатель и управляющий GreenRed brand studio

1. Нужен план, ответственные и сроки

Какая должна быть заготовлена «начинка» для сайта? Какие могут быть призывы к деятельности в нём? Потрудитесь составить перечень задач и определите конечные сроки для каждой из них. По готовности следует назначить ответственное лицо по каждому из пунктов плана, либо же назначить рабочие группы. Обычно для запуска и поддержки сайта требуется немало людей:

  • Техническая команда, ответственная за процесс разработки.
  • Дизайнеры для разработки внешнего облика ресурса и подбора изображений.
  • Копирайтеры, ответственные за написание контента.

Чтобы обеспечить все необходимые условия и не создавать излишне путаницы в процессах, следует заранее заняться комплексным всесторонним планированием.

2. Подготовьтесь к наихудшим вариантам развития событий.

Проведите опрос среди всех участников вашего проекта. Уточните, чего они опасаются, и что может в теории пойти не по плану. На основе этой информации разработайте пару-тройку запасных вариантов, на тот случай, если опасения всё же оправдаются.

3. Выберите дату старта.

Как только у вас будет полная картина того, что следует сделать до пуска ресурса в работу, установите для себя дату запуска. Рассчитывайте не менее чем на месяц времени. Хотя большая часть задач может потребовать и пару-тройку месяцев на своё выполнение со всеми соответствующими побочными работами.

4. Проведите настройку промежуточных узлов. 

Промежуточные копии сайта полностью повторяют рабочую версию во всех деталях и находятся на отдельном сервере. Основное их применение заключается в проверке и обкатке изменений до того, как они попадут на основной ресурс. На промежуточных узлах вы сможете безопасно редактировать и проводить обновление данных в максимально приближённых к реальности условиях. Таким образом можно избежать сбоев в работе сайта, в результате целого ряда ошибок, которые могут возникнуть при его редактировании.

В последствии начина промежуточных узлов может быть синхронизирована с основным ресурсом посредством CMS. 

 

На промежуточных узлах вы сможете безопасно редактировать и проводить обновление данных в максимально приближённых к реальности условиях.  

Андрей Панченко
основатель и управляющий GreenRed brand studio

5. Проведите подтверждение процедур тестирования. 

Тот, кто серьёзно подходит к процессу создания и поддержания сайта, обычно планирует проведение тестирований собственного ресурса. Оно нужно для того, чтобы проверить работоспособность всех компонентов и состояние системы отслеживания неполадок. Тут следует определить ответственное лицо, в чьи задачи будет входить рассмотрение отзывов и расстановка приоритетов для неполадок. Для упрощения процесса сбора данных и получения обратной связи, можно использовать спецформы, например от Google.

Рекомендую использовать сервисы BugHerd и BugDigger для систем управления типа Basecamp, что значительно облегчит процесс передачи багрепортов и обратной связи в целом.

6. Доведите свой ресурс до идеального состояния.

Запускаемый вами ресурс просто обязан иметь хорошее оформление и весь необходимый функционал. Однако же никто не может дать обещаний, что в итоге вы получите не совсем то, на что рассчитывали на самом старте проекта. Да и мало кто захочет потратить пару-тройку месяцев на разработку одного сайта.

Вместо этого можно запустить достаточно хороший, пусть и не идеальный пока что сайт, а уж потом довести его до нужного состояния в процессе работы. Для себя стоит создать отдельный документ с перечнем тех пунктов, которые могут быть не готовы к моменту запуска сайта, но у вас есть желание добавить их со временем.

В сайт следует добавить элементы, которые смогут более чётко проследить процесс взаимодействия посетителей с ресурсом. Для этого можно использовать один из описанных ниже инструментов тестирования. 

7. Итак, время начинать тестирование.

Приостановите внесение корректив в код и содержимое сайта перед началом проверки. На что следует обратить внимание:

Проверьте скорость загрузки страниц. Данный параметр влияет не только на впечатление пользователей, посетивших ресурс, но и на рейтинг в системах поиска. Для этого можно воспользоваться любым из доступных тестеров скорости, например, Google PS Insights, который позволяет наглядно рассмотреть общую ситуацию по скорости загрузки сайта.

Проверьте и перепроверьте изображения, содержащиеся на страницах. Убедитесь в том, что все они должным образом оптимизированы и сжаты. Так можно ускорить загрузку страниц. Для уменьшения размера картинок можно воспользоваться любым доступным редактором. Кроме того, стоит удостовериться, что размеры картинок и их качество, приведены к единому стандарту. Не менее важно удостовериться, что всем изображениям присвоен атрибут Alt, что даст возможность поисковым системам находить их и проводить индексирование.

Проверьте и ещё раз перепроверьте, оптимизировано ли содержимое сайта под SEO. Каждая страница должна содержать заголовок, уникальный тэг и мета-описание. Вполне очевидно, что всё содержимое должно быть оптимизировано с точки зрения простоты поиска, и обратить внимание следует на пять главных моментов:

  • Адрес страницы
  • Альт-тексты и подписи к картинкам
  • Содержимое страницы и ключи
  • Мета-информация
  • Заголовки

Проведите оптимизацию сайта под работу с мобильными гаджетами. Алгоритмы Google отличают между собой сайты, имеющие мобильную версию и те, что не поддерживают их просмотр со смартфонов и планшетов. Этот этап весьма важен, ведь всё больше пользователей заходит в интернет именно с мобильных гаджетов. Ни в коем случае не пропускайте данный пункт, ведь даже если сайт прекрасно выглядит на больших экранах, с телефона его далеко не всегда будет удобно просматривать из-за слишком мелкого шрифта и перекошенного дизайна. Очевидно, что в таком виде пользователи мобильных устройств не будут посещать ваш ресурс.

Проведите проверку форм. Убедитесь, что движок сайта генерирует их в установленном порядке. Если пользователь заполняет определённую форму, придёт ли ему на почту подтверждение? Будет ли он перемещён на нужную страницу после её заполнения? В полной ли мере информация передаётся в базу данных?

Проверьте ссылки на сайте. Важно, чтобы они отправляли пользователя именно туда, куда надо. Особенно важно иметь это в виду в процессе реструктурирования ресурса. Так что лучше раз перепроверить работу ссылок, чем потом неприятно удивляться. Кроме того, убедитесь в том, что имеется оформленная и рабочая страница 404.

Проверьте содержимое в поисках ошибок орфографии и грамматики, а также банальных опечаток. Заменили ли вы содержимое текстов-наполнителей на реальный контент?

8. Обезопасьте ваших посетителей.

Сертификат SSL даёт возможность установить шифрованный контакт между пользователем и сервером. Такой тип соединения обеспечивает безопасность передаваемых с браузера на сервер данных и не даёт им попасть в руки третьих лиц. Таким образом, личная информация посетителей остаётся недоступной для хакеров, и прочих «особо желающих». Использование сертификата не только повысит популярность сайта в глазах понимающих посетителей, но и повысит рейтинг вашего ресурса в системах поиска, так как данный фактор является одним из показателей, проверяемых при ранжировании поисковых результатов.

Если ваш ресурс всё ещё не действует по SSL сертификату, следует в обязательном порядке его приобрести и установить, правильно всё настроив. Всё в целом может занять пару недель, так что учтите этот момент при планировании. Проверить наличие или отсутствие данного сертификата можно, воспользовавшись любым из доступных ресурсов, таких как SSL Checker. Достаточно просто скопировать ссылку в поисковую строку и получить результат.

9. Соберите и настройте XML-карты ресурса на сервере.

Карта сайта — это системный файл, который обитает на сервере и содержит в себе полный перечень адресов всех страниц, входящих в структуру вашего ресурса. Нужна она, в первую очередь, для поисковых ботов и позволяет им определить:

  • Расположение каждой страницы ресурса.
  • Дату, когда они последний раз обновлялись.
  • Частоту, с которой происходят обновления.
  • Важность по отношению к остальным разделам.

Всё это проделывается для того, чтобы поисковые боты более объективно проводили индексирование сайта.

10. Проведите настройку фильтров на отсеивание трафика с вашего IP-адреса.

Важно, чтобы веб-аналитика не включала в себя ваш собственный трафик. В ином случае любое посещение ресурса членами рабочей группы будет искажать итоговые показатели. Узнать свой IP-адрес проще простого, достаточно спросить его у всезнающего Гугла. А уж после этого можно создать фильтр с помощью, например, того же Google Analytics.

11. Разбор содержимого ресурса с юристами.

Так вы сможете обезопасить себя от различного рода неприятностей в области авторского права, использования товарных знаков и др. Кроме того, их помощь будет незаменимой в вопросе создания политики конфиденциальности для вашего собственного ресурса.

12. Проведите нагрузочный тест.

Стопроцентная необходимость для проведения такой операции бывает не всегда. Но следует учитывать возможности вашего сервера в плане ресурсов. Стресс-тестирование является обязательным для тех, кто заранее рассчитывает на значительный наплыв пользователей в отдельные периоды времени, например во время запуска нового товара или в праздничные дни. В процессе нагрузочного тестирования моделируется огромное количество виртуальных посетителей, в определённый период времени подключающихся к ресурсу из разных точек мира. Так можно выяснить предельную нагрузку, с которой может справиться ваш сайт.

Важно заранее поставить в известность вашего провайдера, а также хостинг о предстоящем нагрузочном тесте, иначе с его точки зрения это может смотреться как натуральная DDoS атака, что впоследствии может привести к блокированию вашего сайта.

13. Перед самым запуском прогуляйтесь по сайту ещё разок.

В день старта вашего ресурса повторите седьмой пункт, внимательно осмотрев весь ваш сайт. Не пожалейте на это пару часов своего времени. И вы будете удивлены, сколько мелких шероховатостей и багов можно найти именно в последние минуты.

Ну, поехали!

В день запуска скорее всего сложится авральная ситуация. Будьте готовы, что не так пойти может что угодно и в любой момент, так что задумайтесь о методах быстрого решения таких проблем. Далее распространите информацию о ресурсе через все доступные для вас средства связи, социальные сети, сделайте запись в блоге, если таковой имеется. И повторно отправьте карту для поисковиков, когда с первым этапом будет покончено.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео